В Швеции элиты потеряли связь с людьми




Джон Фанд

Как и в США, популизм набирает силу, когда СМИ и политические лидеры бросают вызов большинству избирателей.

Шведские выборы в воскресенье дали нам тот же урок, что и победа Дональда Трампа в 2016 году: те, на кого политические элиты смотрят как на "отсталых", могут сказать своё слово. Вопрос в том, продолжат ли элиты их игнорировать и какие уроки они извлекут из этой ситуации.

Некогда икона политического консенсуса, Швеция сегодня глубоко поляризована. Партии традиционных правых и традиционных левых каждая набрали по 41 проценту голосов, остальные 18 ушли Шведским Демократам, партии, некогда со смутной идеологией и возможно имеющей некоторые корни в неофашизме 1980-х.

С тех пор она значительно очистила свои ряды и увидела рост своей поддержки, поскольку остальные партии предпочитали игнорировать проблемы иммиграции и преступности. Шведские Демократы сегодня заявляют, что проявляют политику "нулевой терпимости", к тем, кто делает расистские или антисемитские заявления.

Несмотря на рост Шведских Демократов, ни одна из семи мейнстримных партий не хочет иметь с ними дел, объявив их "расистами" и "экстремистами". Йохан Норберг, шведский комментатор, сказал, что "ни одна другая партия не будет иметь с ними дел". Он добавляет, что позиция Шведских Демократов по многим вопросам "делает их ненадежными партнерами для других сторон, потому что с одной стороны они хотят сохранить знаменитое шведское социальное государство, но с другой стороны они являются скептиками в вопросах климатических изменений и обещают снизить налоги на топливо".

Каковы бы не были реальные причины, отказ других сторон вести переговоры со Шведскими Демократами может привести к политическому параличу в Швеции, поскольку ни объединенные силы правых, ни объединенные силы левых не набирают большинства для формирования стабильного правительства.

Ирония заключается в том, что вся эта смута происходит в относительно хорошие экономические времена. Так же как Брексит и победа Трампа, популистская революция в Швеции происходит во времена падения уровня безработицы. Но нестабильность современного рынка труда и медленный рост заработных плат отменяет эти успехи. В Швеции только 27% верят, что страна движется в правильном направлении, в то время как 50% считают, что она движется в неправильном направлении.

Ключевой момент, который поспособствовал подъему Шведских Демократов это миграционный кризис в 2015 году. В Германии, которая приняла 1 миллион мигрантов, это привело к падению рейтингов больших партий и рост поддержки партии "Альтернатива для Германии". В Швеции аналогичный результат произошел, когда страна приняла 165 тысяч беженцев. Для США это было бы эквивалентом, если бы страна приняла 6 миллионов беженцев за один год.

Но что превратило шведский миграционный кризис в пороховую бочку, так это то, что элиты решили, что обсуждение этой темы в откровенных выражениях - включая его негативные последствия - должно быть запрещено в СМИ и в политкорректном обществе вообще. Как пишет сегодня для Politico Тино Санандажи, исследователь курдского происхождения из Institute for Economic and Business History Research из Стокгольма:

"В определенный период времени, "открытость" и "мультикультурализм" были противопоставлены "ненависти" и "расизму", и это фактически закончило дискуссию.

Демонстрация негативной статистики касательно миграции вызвала гневные обвинения в нетерпимости. Люди из истеблишмента боялись комментировать тему, боясь быть обвиненными в расизме. Оппозиция иммиграции стала табу во всех больших мейнстримных партиях, а политика Швеции неуклонно двинулась в сторону открытых границ.

Но скрытое беспокойство никуда не исчезло. Анонимные социальные опросы показывали, что у политики бесконтрольной миграции никогда не было большинства сторонников в Швеции. Столкнувшись лицом к лицу с про-мигрантским истеблишментом, молчаливое большинство избирателей стали чувствовать, что у них нет другого выхода, кроме как голосовать за партии с расистскими корнями". 

Опросы показывают, что Шведские Демократы даже взяли 12% голосов людей, рожденных за рубежом и возможно это объясняется тем фактом, что некоторые из этих людей также возмущены недавним ростом преступности и беспорядков, которые провоцируют мигранты.

Шведские правящие элиты сделали хуже только для себя, закрывая глаза на рост количества уличных банд, сексуальных изнасилований и поджоги, которые происходили в районах, где селились мигранты. Санандажи пишет, что Шведские Демократы "выиграли от правительственного решения запутывать или даже просто вводить в заблуждение общество относительно роста преступности в стране, несмотря на неоспоримые статистические данные, свидетельствующие об этом".

Также как и в случае с Трампом, общее убеждение в том, что элиты не говорят правду по ключевым вопросам, увеличивает базу поддержки Шведских Демократов и консолидирует её.

И так же как наши мейнстримные СМИ бросили свои традиционные роли и объявили войну администрации Трампа, шведские СМИ стали на сторону элит. В последних предвыборных дебатах на Шведском государственном телевидении (SVT) в прошлую пятницу, лидер Шведских Демократов Джими Акессон заявил, что основная причина того, что многие мигранты не могут найти работу в Швеции состоит в том, что "они не шведы" и что "они не вписываются в шведское общество". После дебатов, ведущий SVT сделал неожиданное вмешательство в программу и заявил: "Мы должны заявить, что заявления Джимми Акессона были грубым обобщением и телеканал SVT не поддерживает их".

Аргумент о плохой ассимиляции мигрантов в Швеции заслуживает обсуждения, несмотря на то, что Акессон высказал его в грубой форме. Но это была задача других партий вступать в дебаты с Акессоном, а не ведущего дебатов на государственном телевидении. Шведские Демократы написали об этом в Твиттере: "SVT решила выступить против Шведских Демократов. Это беспрецедентный акт в шведской истории".

Вы могли бы подумать, что элиты увидят паттерн, когда они смотрят на сторонников Трампа, сторонников Брексита и европейских скептиков в вопросах массовой миграции; вы могли бы подумать, что они усвоят урок к нынешнему дню. Но вместо этого, в стране за страной, элиты отказываются давать ответы на легитимные чувства избирателей из рабочего класса, избирателей, которые оппозиционно настроены к политике идентичности, или работников, которые не справляются с массовым закрытием предприятий индустриального комплекса.

Вместо этого, они продолжают небрежно следовать примеру, который показал им кандидат в президенты Барак Обама, который в 2012 году пытался объяснить взгляды таких людей в своей речи, которая давалась перед его спонсорами и которая, как он думал, останется закрытой для широкой публики:

"Они становятся злыми, они цепляются за оружие или религию, или за антипатию к людям, которые не такие как они, или за анти-иммигрантские настроения, или за анти-торговые настроения, как способ объяснения их фрустрации".

Конечно же, среди сторонников Трампа или Брексита, есть и такие элементы, и конечно же Шведские Демократы могут не нравится. Но до тех пор, пока элиты продолжают игнорировать законные опасения и обиды обычных избирателей, будут и дальше препятствовать дальнейшим публичным дебатам по вопросам решения этих проблем, это будет еще больше стимулировать обратную реакцию.

Оригинал Natioanl Review

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"