Покинутая Меркель




Редакционная статья

Когда Кристиан Линднер, лидер немецкой право-либеральной Свободной демократической партии, вышел из трехсторонних коалиционных переговоров, направленных на создание нового федерального правительства из фрагментарного политического спектра, появившегося после последних федеральных выборов, это стало сигналом конца послевоенного немецкого политического устройства - одного из наиболее стабильных. Как замечает Йозеф Йоффе в Politico, около семидесяти лет почти все немецкие правительства были разными комбинациями трех политических партий: правоцентристских Христианских демократов, в союзе со своими консервативными баварскими союзниками на национальном уровне из Христианского Социального Союза (ХДС/ХСС), левоцентристских социал-демократов (СДПГ) и вышеупомянутых Свободных демократов (СДП). В редких случаях ХДС/ХСС объединялись с СДПГ в так называемую "большую коалицию", но большую часть времени СДП решала какая из двух этих партий будет их большим партнером по коалиции. В целом такая система давала Германии стабильное, умеренное правительство, которое периодически сдвигалось то влево, то вправо, а СДП диктовало условия. Это очень подходило как опасливому немецкому послевоенному электорату, так и немецким союзникам.

Но ситуация начала меняться после окончания Холодной войны и объединения Германии. Сначала Зеленые поменяли свою политику от левого "движения за мир" в сторону к прогрессивизму, делающему ударение на экологии и открытых границах. Далее некоторое количество избирателей из Восточной Германии, ностальгирующих за бедной, но комфортной безопасностью коммунизма, позволили родиться партии, ратующий за "государство всеобщего благосостояния", которая называется Die Linke. И наконец, политика "Добро пожаловать" канцлера Ангелы Меркель, которая предлагала убежище всем беженцам из Ближнего Востока без ограничений, спровоцировала подъем "популистской" партии Альтернатива для Германии, которая исповедует евроскептицизм и занимает анти-мигрантскую позицию. На последних выборах эти партии добились неожиданного результата: полного фрагментирования политического спектра из шести партий, из которых две - Die Linke и Альтернатива - были заклеймены четырьмя другими как сомнительно демократические и потому неприемлемыми для создания с ними коалиции. Когда СДПГ решила не создавать новую "большую коалицию", арифметика подсказывала, что возможна только одна "коалиция Ямайка" - между ХДС/ХСС, Зелеными и СДП. 

Уход Линднера сделал её невозможной.

И с его решением трудно не согласиться. Правительство Ямайки - названное так из-за цвета символов этих политических партий - было коалицией несовместимых. Ее эквивалент из животного мира это пушми-пулью, вид мифической ламы с головами на обоих концах тела из историй про Доктора Дулитла. Зеленые требует еще большей открытости иммиграции и большего перехода на "возобновляемые источники энергии" в Германии, стране, где и так уже энергетическая политика обходиться слишком дорого потребителю; Свободные демократы требует уменьшения налогов, особенно для бизнеса, уменьшения количества мигрантов и защиты немецких налогоплательщиков от дальнейшей оплаты неудач Европейского Юга ради сохранения еврозоны. Линднер вышел из переговоров, потому что видел, что в Ямайке СДП  станет партией, которая должна будет поступиться принципами ради концессии.

Свободные демократы ранее пошли на такой шаг в коалиционном правительстве ХДС/ХСС и СДП и результатом стало то, что партия не преодолела пятипроцентный барьер для прохождения в Бундестаг. Они чувствуют себя уязвленными этим предыдущим опытом и относятся с подозрением к Меркель, чья обычная политическая стратегия опираться на левых (за счет Свободных демократов). И хотя никогда нельзя говорить никогда в политике, будет трудно их переубедить. Если же не Ямайка, и не "большая коалиция", тогда что?

Если никакая другая коалиция не сможет быть собрана, выбор между правительством меньшинства и досрочными выборами. Меркель не хочет правительства меньшинства (главой которого она будет), потому что ей придется идти на большие уступки другим партиям ради голосов, чем если бы они были в коалиции. Она будет слабым канцлером и это в то время, когда она и так далеко не самый успешный кандидат. Но ей может быть придется принять такой исход. Немецкий президент из СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер хочет избежать досрочных выборов (вероятно из соображений политической стабильности) и поэтому выступает либо за новую коалицию, либо за правительство меньшинства. Но его руки связаны Конституцией, согласно которой он обязан объявить новые выборы, если три попытки создать коалицию провалятся. Большинство немецкого истеблишмента, а также мейнстримных экспертов и политических комментаторов хотят новой коалиции, потому что думают, что даже коалиция Ямайка сможет продолжить ту политику относительно Европы, мигрантов, энергетики, экологии и т.д., которая им нравится и которую они считают важной. Они также боятся, что новые выборы вернут все шесть партий на те же позиции, которые они занимают сейчас, что подтверждают социологические опросы, и что станет подтверждением того, что "популизм", как они его называют, станет неотъемлемой частью немецкой политической системы и политической системы всех европейских стран. И они не хотят этого любой ценой.

Линднер и его партия сейчас главное препятствие для частичного восстановления неудовлетворительного политического статус-кво. Опросы общественного мнения показывают, что их сейчас винят за "кризис". Но те же опросы показывают, что в поддержке своего избирателя они потеряли незначительно. Если Меркель и Зеленые не согласятся принять больше политики СДП, чем они согласились сейчас, СДП ничего не теряет из-за новых выборов и возможно сможет что-то приобрести. Престиж Меркель, вроде бы возвышающийся еще вчера, сейчас падает.  И поскольку это влечет за собой падение поддержки ее лидерства, и как это видится сейчас, она станет еще слабее. Ее консервативные союзники из баварского ХСС (и консерваторы в ее собственной партии) винят ее в падении рейтингов из-за ее политики в отношении мигрантов. Но также ни один другой политический лидер не доминирует сегодня на политической сцене Германии - ни Шульц из СДПГ, ни лидеры Зеленых или Die Linke, и конечно не лидеры Альтернативы для Германии. Положив конец длительному хаотическому процессу переговоров, который казалось шел в никуда, и сделав это со зрелым и ответственным аргументом, что лучше не быть ни в каком правительстве, чем быть в плохом, и став единственным позитивным протагонистом среди склочных антагонистов, возможно Линднер закладывает почву для серьезного улучшения перспектив своей партии, когда Меркель наконец уйдет. 

Это может случится не завтра, но вряд ли это растянется на четыре года.

Оригинал National Review

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"