"Молодой Папа" - карикатура для хипстеров




L'Osservatore Romano в рецензии на сериал "Молодой Папа" написало, что несмотря на всю карикатурность фильма, режиссер Паоло Соррентино любит церковь. Ну что же, все кто знаком с итальянским кинематографом (лучшим европейским по-моему мнению) знают, что даже самые левые и богоборные итальянские режиссеры так и не сумели порвать свою связь с католицизмом, но за счет этой странной связи, их потуги антиклерикализма часто носили характер некой перверсии и попыток вылить на экран свои психологические травмы. Так и у Соррентино - любовь получается довольно извращенная и такое ощущение, что режиссер нас приглашает в некую свою личную одиссею в поисках разгадки столь нелюбимого им, но и столь притягательного для него Ватикана (крайний субъективный экзистенциализм также всегда был неотъемлемой чертой итальянского кинематографа, по крайней мере качественной его части).

Такая карикатурность всего происходящего и карикатурность католической теологии была бы закономерна, ведь как-то именно так должен себе представлять происходящее в Ватикане, мотивы священнослужителей, их пороки и страсти типичный представитель "прогрессивной общественности" из мира искусства. Если бы не одно но. Несколько моментов фильма указывают на то, что Соррентино не некая хипстота с поверхностными знаниями из современных антиклерикалов. На это указывает например часто повторяющиеся теологический чисто католический тезис об отсутствии, который любит молодой Папа. Или например диалоги Папы и Эстер. Поэтому отсюда я делаю вывод, что выросший в католической семье Паоло Сеоррентино не просто "католик выходного дня", Паоло Соррентино знает, что он снимает. Отсюда второй вывод: вся эта карикатурность персонажей, догм, ситуаций не имеет корнем незнание католицизма, а вся эта карикатурность есть осознанное решение режиссера. 

Что мне подумалось на протяжении серий, которые показывали эволюцию консервативного Бенни Белардо в сторону прогрессивных взглядов, так то, что мы видим очередной эзопов панегирик нынешнему Папе Франциску, которого, как ни парадоксально, наиболее любят те, кому глубоко плевать на католическую церковь. Известно, что будучи еще кардиналом Бергольо, он одним из первых перешел на Тридентскую мессу, после того, как Папа Бенедикт XVI наконец-то снял с неё дурацкий запрет предыдущих Пап, также как кардинал выражал и другие не слишком "прогрессивные" вещи. Но ставши Папой, Его Святейшество такое ощущение решил внедрить в католицизм всё, что является мейнстримным и модным на сегодня.

Но если правда, что такое задумал Паоло Соррентино, то мы встречаем ещё одну карикатуру на действительность. Духовным наставником Папы Франциска был известный идеолог "теологии освобождения" (христианского прогрессизма) Хуан Сканноне, собственно поэтому жесты тогда еще кардинала Бергольо вряд ли значили некий убежденный консерватизм нынешнего Папы. Поэтому никакая эволюция в действительности не имела места. Но драматический эффект такой эволюции безусловно важен, потому что показывает превосходство прогрессизма над "отсталым" консерватизмом. 

Интересно наблюдать, как Соррентино пытается втолковать зрителю, что причиной консерватизма вымышленного Папы Пия XIII является не его теологические убеждения (которых такое ощущение у Папы нет вообще, а есть лишь инструментарий, который он использует к своей личной выгоде), а его детская травма, когда его бросили родители. Этот фрейдизм слишком навязчив, но довольно мейнтримен среди левой тусовки, которая давно уже личный консерватизм объясняет детскими травмами (как будто прогрессизм нельзя объяснить теми же методами). Фрейдизм настолько навязчив, что сам становиться карикатурой. И не поймешь уже над чем насмехается режиссер: то ли над консерватизмом Папы, то ли над мейнстримными представлениями о корнях такого консерватизма.

Интересно, что Молодой Папа со своим ретроградством такое ощущение приземляется на конклав с Марса, потому что став Папой мы не видим его союзников. Вокруг него вьются деятели прогрессивных взглядов, которым такое ощущение интересно только количество проданных тарелок с изображением Папы, что собственно еще больше увеличивает ощущение гротеска. Возникает ощущение, что Соррентино хочет снять Ватикан с точки зрения ярых антиклерикалов, внедряет в него все пороки в которых винят католическую церковь, но делает это настолько гротескно, что уже не понимаешь, что карикатура на что: то ли это высмеивание церкви, то ли это пародия на антиклерикализм.

Бенни Белардо, в последствии Молодой Папа, ученик кардинала Спенсера, как подчеркивается несколько раз в фильме, якобы представителя консервативных кругов. Но в дальнейшем мы видим, что Спенсера ничего не интересует, кроме уязвленного самолюбия, он легко вступает в сговор с "прогрессивным крылом" и потом, в разговорах с Папой мы убеждаемся, что и взгляды у него вполне себе мейнстримные. Откуда тогда берется Белардо? С Марса? Его теология лишь следствие детских травм? 

Режиссер нам показывает как церковь рушиться из-за консервативных взглядов Папы, площадь Петра пустеет. Папа, говоря в редких случаях действительно глубокие вещи, оказывается никому не нужен. Католики по всему миру "напуганы" новым Папой. Папа не предложил карнавал. А это никому не нужно, наверное считает Паоло Соррентино, то ли опять стебеться. Тут не разберешь. Все кардиналы страшно напуганы, что Фемен показали сиськи возле Эйфелевой башни, а потом еще залезли к нему в сад, и кардиналы требуют от Папы срочно менять политику. Даже якобы консервативный Спенсер вразумляет неразумного. Причины боязни кардиналов пары-тройки голых идиоток остаются за кадром, впрочем сопровождаются умным комментарием самого Папы: "Мне плевать, что думают эти голые девки".

Но в других эпизодах мы видим, что Папе и глубоко плевать на свои взгляды. Зачарованный возможной встречей с родителями, которую ему подстроили, Папа подписывает документы, отменяющие его же постановления, но потом он лишь легко журит Войелло, что тот хитрюга такой. Было и было. Нигде не сказано, что он заново усложнил прием священнослужителей. Когда Папа говорит об отсутствии, мы видим тут подмигивающего Соррентино, который говорит, что я знаю больше, чем вы думаете, но сам Папа говорит об этом в рамках маркетинговой стратегии, а человеку не знакомому глубоко с католицизмом, вообще покажется, что это и есть маркетинговая придумка Папы.

Еще одна карикатура это выбор имени новым Папой. Все последние Пии на папском престоле от IX до XII были очень консервативны. Молодой Папа не скрывает своих побудительных мотивов, почему он выбрал это имя. Он не говорит, что хочет продолжить традицию Пиев, нет. Он говорит, что хотел увидеть ужас на лице кардиналов, которые как огня боялись очередного Пия. Дальше мы видим, как Пий XIII устраивает тиранию в церкви, как он заявляет кардиналам, что "демократия и толерантность здесь больше не живут". А потом заставляет целовать свои ботинки.

Ирония в том, что ультраконсервативный Папа Пий X был тем, кто отменил целования башмака Папы и запретил ему кланяться. В то время как Молодой Папа все время не забывает напомнить, что он святой, Папа Пий Х известен тем, что на все попытки назвать его святым говорил: "Вы ошиблись буквами, моя фамилия не Санкто, а Сарто", что было игрой слов, потому что Санкто значило "святой", а Сарто - "портной". Папа Пий Х запрещал даже хвалебные надписи размещать про свою персону. Таким образом Пий XIII является полной противоположностью Пия Х. Но не знакомые с историей люди, наверное подумали бы, что именно так должны были вести себя "ужасные" консервативные Пии. Но разве не знал это Соррентино? Сомневаюсь.

В сериале Молодой Папа крутиться во вселенной карикатур, где священники гордо насмехаются на догмами (высмеивание в первой серии избрания Папы Святым духом или постоянное возведение кардиналом Войелло игроков Наполи в святые), почти все гомосексуалисты, а то еще хуже - педофилы. Именно такой она и должна выглядеть с точки зрения какой-нибудь левой газетенки. 

Можно сказать бы, что интерес должна вызвать попытка создать некий политический триллер в стиле "Карточного домика" в стенах Ватикана. Но опять же на фоне реальных исторических персонажей и событий, даже не будем лезть во времена Борджиа, а совсем еще недавних, вся эта тягомотина выглядит блекло.

Почитать воспоминания участников о Втором Ватиканском соборе и картонные интриги Войелло покажутся смешными и нелепыми.

Возьмем кардинала Джузеппе Сири. Кардинал, жесткий антикоммунист и консерватор, который по слухам дважды выигрывал конклав и дважды отказывался от папства, потому что Ватикан получал предупреждения сильных мира сего. СССР предупреждал, что если Сири станет Папой, длань возмездия на восточноевропейских католиков не заставит себя ждать. КГБ разрабатывало операции против избрания Сири и дважды почти Папа не стал Папой, а стал Анджело Джузеппе Ронкалли, Папа Иоанн XXIII, получивший прозвище "Красный Папа", за свою лояльность к коммунизму. Так кто же он, это кардинал Джузеппе Сири, похожий на дипломата и с манерами английского джентльмена, которого боялся СССР так, что обещал репрессировать католиков в восточной Европе? Разве похож на него картонный Джуд Лоу в образе мифического Пия XIII?

Или кардинал Альфредо Оттавиани, ярый антикоммунист и консерватор, который несмотря на то, что находился в меньшинстве сумел организовать группу консерваторов, которых противная сторона прозвала "Куриальный Пентагон", и который почти победил, но вмешательство геополитики не дало ему одержать победу и в сердцах он сказал, что "Надеюсь я умру до окончания конклава, таким образом умерев священником Католической, а не Коммунистической церкви". Кто он, этот похожий на приходского учителя кардинал, которого боялись "прогрессивные" кардиналы?  Ленни Белардо как выглядит на его фоне, со своим забавным карикатурным консерватизмом?

Или архиепископ Марсель Лефевр, человек учинивший самый громкий скандал в церкви со времен Реформации, не признав постановления Второго Ватиканского собора. Человек, с которым каждый последующий Папа должен был до смерти самого архиепископа соперничать в должности главного духовного лидера католиков и не всегда выигрывать это соревнование. Человек отлученный от церкви, но даже во время отлучения не перестающий считать Папу главой церкви? Кто этот человек, который не имел в своем лексиконе слова "дипломатия" и "компромиссы", не знающий, что такое такт и говоривший всегда прямо и то что думает, кому бы это не нравилось? Жесткий "Молодой Папа"? Да ладно.

Или например Этторе Тедески, банкир Ватикана. Человек веривший и  до сих верящий (он еще жив) в то, что капитализм лучше всего отображает дух христианства, консервативный католик и успешный бизнесмен, который пришел в Банк Ватикана, чтобы очистить его от грязных денег и нарвался на грозное сопротивление таких могущественных соперников как Deutsche Bank, которого самого арестовали (не без просьб некоторых лиц думаю) за отмывание и выгнали со всех постов, но потом само же расследование показало и суд подтвердил, что Тедески не только не отмывал деньги, а еще пытался с этим бороться изо всех сил. Которого пытались засунуть подальше от глаз людских, но который до сих пор не успокаивается, например недавно вместе с еще 60 уважаемыми и известными теологами, подписал письмо, обвиняющее Папу Франциска в ереси. В этой истории Джуду Лоу и его картонному персонажу явно было бы места мало.

Это лишь несколько реальных персонажей, намного интереснее и драматичнее, чем пустой несуществующий Пий XIII в его карикатурном и гротескном мире.

Но есть у фильма и плюс. Он мне напоминает дешевый китайский магнитик на холодильник с изображением Рима (Лондона, Вены и т.д.). Он может, хотя не думаю что многих, но лишь некоторых, побудить узнать у католицизме и Ватикане, что-то настоящее и интересное, а не довольствоваться дешевой подделкой.

В заключении скажу, что лично я скорее ближе к позиции официального Ватикана с его рецензией в L'Osservatore Romano, которое благодушно восприняло сериал, чем к возмущенным крикам некоторых католических изданий. Фильм настолько поверхностный, как многое в современном искусстве, даже том, которое считается "глубоким", что не может никак задеть ничьих чувств на самом-то деле. Да и что это за чувства, которые легко можно задеть фильмом? А в чем Соррентино не откажешь, так это в эстетике и эстетика антуража намного превосходит нелепости сюжетной линии. Эстетика фильма явно прокатолическая. А прокатолическая эстетика выигрывает у антикатолического сюжета. И вызванный интерес, а я не думаю, что большинство смотрели фильм ради того, чтобы плюнуть в экран на ретроградов (хотя таких тоже наверное немало было), я думаю может вызвать прямо противоположные результаты задуманным.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"