Серджио Корбуччи и его брутальные спагетти-вестерны




Серджио Корбуччи второй после Леоне режиссер по уровню влияния, которое он оказал как на жанр спагетти-вестерна, да и вообще на жанр последующего вестерна. Вестерны Квентина Тарантино так и пестрят приемами и отсылками к фильмам Корбуччи, начиная от названия ("Джанго освобожденный"), так и атмосферой и даже пейзажами ("Омерзительная восьмерка").

Корбуччи, также, наверное самый левый режиссер спагетти-вестерна, да он никогда и не скрывал своих коммунистических взглядов. Хотя в тусовке с леваками у него не задалось, его фильмы (особенно комедии 70-х) часто обзывали буржуазными и коммерческими. Но несмотря на левый отпечаток его фильмов, они стоят внимания. Корбуччи в своих фильмах создает довольно мрачную атмосферу, они брутальны и пропитаны беспрецедентным на то время уровнем жестокости (впрочем, современный зритель вряд ли найдет что-либо шокирующее для себя в фильмах Корбуччи).

Вообще Корбуччи был очень плодовитым режиссером (что давало поводы для критики его недоброжелателям), снявшим уйму халтуры. Друг Корбуччи, французский актер Жан-Луи Трентиньян объяснял, что Корбуччи был гипер-активным парнем, поэтому снимая один хороший фильм, чтобы не простаивать, мог наснимать еще чего-либо. В 1961 году он вообще умудрился четыре фильма выпустить за год (качество было соответствующее). Конечно я не буду писать о всех фильмах Корбуччи, я напишу о нескольких спагетти-вестернах.

Стоит отметить также, что Корбуччи один из первых стал использовать ручную камеру для съемки боевых сцен, что добавляло фильмам динамики и стало в последствии мейнстримом.

Если переходить конкретно к фильмам Корбуччи, то первым стоит отметить конечно же фильм 1966 года "Джанго" ("Django").



После успеха "Джанго" Корбуччи началось безумие и десятки режиссеров вставляли к месту, а чаще и не к месту имя Джанго в названия своих фильмов. Еще хуже дело обстояло с переводчиками. Особенно потрудились немецкие, которые в название каждого второго вестерна вставляли имя Джанго, когда его и близко там не было. Имя Джанго использовали режиссеры и намного позже. Тарантино слишком явный и известный пример, учитывая, что он еще и Франко Неро снял в эпизоде фильма. А как насчет японского режиссера Такаси Миике со своим "Сукияки Джанго Вестерн" 2007 года?


"Встреча" двух Джанго у Квентина Тарантино в "Джанго освобожденный"

Переходя к самому фильму, который оказал огромное влияние на жанр и вообще на кинематограф, с самого начала мы видим, что фильм необычен: мы видим идущего в грязи ковбоя, тянущего за собой гроб. Вообще гроб станет отличительной чертой всех вестернов Корбуччи и мы не раз увидим его в фильмах. Пейзажи тоже необычны: вместо традиционной пустыни и песков, мы видим пасмурную погоду и грязь повсюду.



По сюжету ковбой Джанго, которого играет Франко Неро, прибывает в небольшой городок, по дороге спасая от мексиканской банды девушку Марию, в исполнении Лореданы Нушиак. Город терроризируют две банды, которые при этом воюют и между собой: шайка майора Джексона в красных колпаках, борющихся за чистоту расы, и шайка мексиканцев, делающих вид, что они революционеры. У Джанго свои планы на обе шайки.


Франко Неро в роли Джанго

"Джанго" отличается очень непривычной для вестерна атмосферой, пейзажами, брутальностью, сценами жестокости, а гроб и финальная сцена на кладбище делают его очень "готичным". И однозначно это один из самых лучших спагетти-вестернов.


Лоредана Нушиак в роли Марии

Также нужно отметить саундтрек, над которым работал Луис Энрике Бакалов.

После "Джанго" Корбуччи снял проходной вестерн "Золотой пистолет для Ринго" и считающийся неплохим "Навахо Джо" с Бертом Рейнолдсом, но мне ни тот, ни другой особо не нравиться.

В 1966 году он снял довольно интересный и необычный спагетти-вестерн "Жестокие"  ("I crudeli").



Полковник из армии конфедератов Джонас, в исполнении Джозефа Коттена, со своими сыновьями считает, что гражданская война не закончилась и продолжает боевые действия. Вместе с сыновьями они нападают на конвой, которая перевозит деньги. Украв деньги, они складывают его в гроб (снова гроб будет преследовать зрителя на протяжении фильма) и теперь должны его перевести под видом трупа погибшего солдата к себе домой.


Джозеф Коттен в роли полковника Джонаса

Довольно пессимистичный фильм, но интересный, с необычным сюжетом и это некий вариант вестернового "роад муви" с присутствием всех приемчиков Корбуччи, включая центрального героя - гроб.

Над саундтреком работал Эннио Морриконе под псевдонимом Лео Николс, но не сказать, чтобы он был каким-либо особенно запоминающимся.

В 1968 году Корбуччи снял фильм "Наёмник" с Франко Неро и Тони Мусанте. Несмотря на хороший подбор актеров, фильм мне не нравиться, типичная левая история, обсасывающая всю ту же мексиканскую революцию. Тем более через несколько лет Корбуччи снимет почти абсолютно идентичный фильм "Компаньерос", которым можно свободно заменить "Наёмника".

В 1968 году Корбуччи выпустил свой второй главный фильм после "Джанго" - "Великое молчание" ("Il grande silenzio").



Этот фильм тоже нас радует нетипичными пейзажами - действие происходит в штате Юта во время Великой метели 1899 года, поэтому это редкий вид "снежного" вестерна.



Шайки мелких преступников, которые воруют чтобы выжить, скрываются в горах в ожидании амнистии. Но за их головы до сих пор назначена награда и туда стекаются разного рода охотники за головами, главный из которых Локо, в исполнении Клауса Кински. Но на их пути становится стрелок "Молчун", в исполнении Жана-Луи Трентиньяна, у которого охотники за головами убили родителей и перерезали ему голосовые связки, в связи с чем он теперь немой. Также прекратить охоту на людей хочет и новый шериф Гидеон Бёрнетт, в исполнении Фрэнка Вулфа.


Клаус Кински в роли Локо

Фильм получился крайне депрессивным, еще более, чем "Джанго" и по настроению схож скорее с криминальными драмами Дамиани. Интересно, что недовольство многих мрачной концовкой, заставило режиссера снять и выпустить в прокат версию с хэппи-эндом, хотя, безусловно эта версия была уже чисто коммерческим проектом, а не видением режиссера.


Жан-Луи Трентиньян в роли "Молчуна"

В этом фильме Корбуччи вступает в заочную полемику с Джоном Фордом и его фильмом "Человек, который застрелил Либерти Уэланса". Так же как в фильме Форда, мы видим наступление новой эпохи в лице шерифа Гидеона, который хочет покончить с Диким Западом, также как в лице сенатора Стоддарда в фильме Форда. Но если у Форда мы видим ностальгию по старому укладу, у Корбуччи мы видим неприглядные стороны этого периода (учитывая его коммунистические взгляды не удивительно). И если у Форда мы видим победу "новой эпохи" над старой, то у Корбуччи как раз наоборот - Дикий Запад одерживает победу над "новой эпохой".


Фрэнк Вулф в роли шерифа Гидеона

Несмотря на левый уклон фильма, он все же является шедевром. За съемки, атмосферу, пейзажи - все это гениально и делает фильм одним из лучших представителей жанра. И конечно блестящий саундтрек Эннио Морриконе.

В 1969 году Корбуччи выпустил фильм "Специалист" ("Gli specialisti").



На этот фильм мало обращают внимания, а я считаю он стоит просмотра. Интересно, также, что главную роль в фильме исполнил французский музыкант Джонни Халлидей.


Джонни Халлидей в роли Хада.

В небольшом городке Чарли Диксона осудили за ограбление банка, а потом его линчевала толпа. Его брат Хад, которого играет Джонни Халлидей, не верит в вину брата и приезжает в город, чтобы распутать заговор местного бомонда. В городке местный шериф Гедеон, в исполнении Гастоне Москина, хороший парень, но туповатый, отобрал у граждан всё оружие и отбирает его у каждого, кто въезжает в город, в том числе и у Хада. Но тот всё равно намерен разобраться и отомстить тем, кто подставил его брата.

В фильме Корбуччи эксперементирует, добавляя интересные постомодернистские нюансы. Особенно интересно его решение добавить в фильм хиппи. Шайка укурков, вслед за Хадом, также приезжает в город. Интересно, что несмотря на левые взгляды режиссера, хиппи не вызывают никакой симпатии, хотя, к сожалению, в конце фильма (уж извините за спойлер) Корбуччи таки пощадил укурков, хотя конечно же хотелось, чтобы Хад их пострелял сильнее, чем главных злодеев фильма.


Хиппи на Диком Западе 

Интересный момент связан с правом на ношение оружия. Туповатый шериф установил в городе gun free zone. После того как его пристрелили бандиты, а бандитов перебил Хад, хиппи забирают оружие из офиса шерифа и фактически шайка дрыщей сумела захватить целый город и начала унижать жителей. "Если бы у меня было оружие" - восклицает кто-то из них. Если бы в городе не руководил шериф идиот. А так хиппи заставляют жителей ползать по земле голыми, как червей, потому что те безоружны и беспомощны. И лишь Хад сумел выгнать их из города, пригрозив оружием без патронов. Жаль, что не перестрелял.

В 1970 году Корбуччи выпускает фильм "Компаньерос" ("Companeros").



Я не очень люблю этот фильм. Это очередное мыло на тему доставшей уже мексиканской революции. Но есть несколько моментов, которые делают фильм все же стоящим просмотра. Главный из них это то, что это единственный фильм, где снялись одновременно главные звезды итальянского кино тех времен Франко Неро и Томас Милиан. Игра Милиана и Неро стоит того, чтобы его посмотреть, даже несмотря на заезженный и незамысловатый сюжет.


Франко Неро и Томас Милиан в роли Пингвина и Васко.

В Мексике президент Порфирио Диас идет на очередной срок. Против него воюют шайки революционеров. Главные из них это шайка генерала Монго и сторонники профессора Ксантоса, который ярый противник насилия. Революционеры, кроме нелюбви к Порфирио Диасу, также не любят друг друга. Шайка Монго захватывает город, который контролировали сторонники Ксантоса. В городе есть сейф, где предположительно профессор Ксантос спрятал деньги. Но нет кода, а сейф взломать не удается. Проблема в том, что профессор Ксантос, который знает код, бежал в США, где его взяли в заложники в одном из военных фортов и "проклятые буржуи" требуют от него подписать соглашения, что в случае, если он победит, он отдаст нефтедобычу американцам. Профессор, конечно же, против. В городе появляется швед Йодлаф Петерсон, в исполнении Неро, которого член шайки Монго - Васко, в исполнении Милиана, называет "Пингвином". Швед приехал продать Монго оружие. Но узнав про сейф, Пингвин убеждает Монго за половину содержимого сейфа, доставить профессора из США в город. Вместе с Пингвином, Монго отправляет в Америку и Васко. Но там их ждет старый приятель Йодлафа - Джон, в исполнении Джека Пэланса, который хочет отомстить Пингвину за старые обиды.


Джек Пэланс в роли Джона

В принципе фильм аналогичен фильму "Наёмник", как я писал выше, но все же "Компаньерос" лучше из-за парочки Неро-Милиан (Мусанте тоже неплох, но Милиан есть Милиан), а также в фильме получше саундтрек от Эннио Морриконе.

Интересно, что после своих депрессивных, социальных и брутальных спагетти-вестернов 60-х, в 70-х Корбуччи окончательно перейдет в жанр комедии, в том числе и снимет несколько комедийных спагетти-вестерна (я не люблю этот жанр), где будет снимать развлекательные фильмы с Адриано Челентано, Паоло Вилладжо, Марчело Мастрояни и тому подобными актерами жанра. Это окончательно оттолкнет от него прогрессивную тусовку левых режиссеров, которые обвинят Корбуччи падением в "буржуазность" и занятость исключительно в коммерческих проектах.

Но конечно же главные работы Корбуччи остались в 60-х.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"