Фернандо Ди Лео и беспросветные 70-ые




Когда говорят об итальянском кинематографе, часто говорят об элитной части этого кинематографа (Росселлини, Пазолини, Антониони, Висконти, Де Санктис, Феллини), обласканных кинокритиками, награжденных всеми пальмовыми и прочими ветвями, маэстро самокопаний и глубокого погружения в экзистенциализм. Моё личное отношение к этой плеяде маэстро неоднозначно и возможно как-то я расскажу, что думаю о этих любимчиках кинокритиков. Но моя личная плеяда лучших мастеров итальянского кинематографа не совпадает с мнением кинокритиков и я расскажу немного о других итальянских режиссерах.

В то время, как дело доходит до "свинцовых семидесятых" в Италии и на улицу вырывается насилие, "элитный" бомонд кинематографа продолжает заниматься "поиском смыслов", копаясь в сексуальных переживаниях (вроде героя Лукино Висконти - Густава фон Ашенбаха, который весь фильм терзается  тем, что не может определится со своей ориентацией) или борясь с призрачными фантомами нацизма ("Сало" Пазолини), борьбой с религией ("Мессия" Росселини) и тому подобным. Но ряд других режиссеров реагируют на то, что происходит в реальной жизни, а не в головах "бомонда". Одним из них был Фернандо Ди Лео.

Марко Мюллер, директор Венецианского кинофестиваля, как-то сказал: "Если вы хотите действительно понять Италию 1970-х , с её политическим и правым, и левым экстремизмом, как ответом на политическую коррупцию и влияние мафии на все центры политической и финансовой власти, смотрите Ди Лео".

Но смотреть Ди Лео нужно не только чтобы понимать Италию 70-х, а еще чтобы увидеть то, что породило целый жанр фильмв Голливуда 90-х и 2000-х. Квентин Тарантино рассказывает, как случайно посмотрел уже к тому времени забытый фильм Ди Лео "Мистер со шрамом", он его так поразил, что Тарантино пересмотрел все фильмы Ди Лео и именно фильмы Ди Лео оказали решающее влияние на решение Тарантино идти в кинематограф. В фильмах Тарантино далее мы многие приемы и мотивы фильмов Ди Лео. Фернандо Ди Лео вдохновлял не только Тарантино, но и других режиссеров, таких как Джон Ву и Роберт Родригез. 

Фернандо Ди Лео в 60-х снял ряд абсолютно проходных фильмов (может за исключением "Обнаженного насилия") и в начале 70-х тоже проходной джалло "Зверь убивает хладнокровно"  с Клаусом Кински. 

В 1972 году Ди Лео снимает первый фильм трилогии "Trilogia del Milieu" - "Миланский калибр 9" ("Milano Calibro 9"), который принесет ему известность. Миланский калибр 9 впитал в себя настроения и реальность итальянских 70-х, став классикой жанра polizioteschi.



Но нужно сказать, что polizioteschi Ди Лео отличались от представителей своего жанра у других режиссеров. Если у других режиссеров часто встречался главный положительный герой, который противостоял огромной коррумпированной системе, мафии, предательству и жестокости, то у Ди Лео трудно выделил однозначно положительного персонажа. Это касается и "Миланского калибра 9".


Гастоне Москин в роли Уго Пьяццы

Фильм начинается с того, что у мафии крадут 300 тысяч долларов, которые она отмывает. Мафия быстро расправляется с теми, кто участвовал в трафике денег, кроме главного героя Уго Пьяцца, которого играет Гастоне Москин, похожий на щекастого Джейсона Стэтхема. Уго Пьяцца попадает в тюрьму. Когда он выходит, мафия хочет получить деньги обратно и к Уго приходит подручный босса Микадо (в исполнении американца Лайонела Стэндера) - Рокко, в исполнении чудесного Марио Адорфа. Мафия не слезет с Уго, но Уго говорит, что денег не брал, поэтому чтобы держать его поближе Микадо заставляет работать Уго на себя. Тут конечно же есть и роковая блондинка Нелли, любовь Уго, которую играет Барбара Буше. 


Марио Адорф в роли Рокко

Ждать хэппи-энда от этой истории не стоит, фильм типично в стиле Ди Лео - беспросветность на фоне трендов 70-х: левой демагогии, беспробудных вечеринок, разнузданного эротизма и окутывающий всё это безнадеги.


Барбара Буше в роли Нелли

Интересно, что в те время, господство неорелизма в кино, учитывая, то что большинство деятелей киноцеха придерживались коммунистических взглядов (повально весь "элитный бомонд" и многие представители эксплуатационного кино тоже), в фильмах должны были быть "правильные" месседжи. Кто-то, вроде Дамиано Дамиани (хоть я терпеть не могу левацтво, но Дамиани великий режиссер и о нём думаю в свое время тоже напишу), относился в этому серьезно и строил фильмы вокруг этого левого месседжа, а вот Ди Лео кажется нет, он делает это комично. В "Миланском калибре 9" мы встречаем заместителя комиссара, нелепого Фонцино, который не к месту провозглашает свои коммунистические тирады. Возможно Ди Лео и относился к этому персонажу серьезно, но получилось крайне забавно и этой аляповатый "прогрессивный" заместитель комиссара всерьез не воспринимается.


Луиджи Пастилли в роли "прогрессивного" инспектора Фонцино

Изюминкой фильма является саундтрек - композитором фильма был блестящий Луис Бакалов, который часто будет сотрудничать с Ди Лео. Луис Бакалов, может не столь знаменит как его коллега Эннио Морриконе, но он точно не хуже. Музыка к фильму просто замечательна.


Луис Энрике Бакалов

Вторым фильмом трилогии был фильм "Итальянская связь" (в итальянском "La Mala Ordina", он же "Охота на человека", он же "Нанятые, чтобы убить" - в разных мировых кинопрокатах по разному назывался).



У босса нью-йоркской мафии украли героин в Милане. За кражей стоит местный мафиози дон Трессольдо (играет Адольфо Чели), но он переводит стрелки на мелкого сутенёра Луку Каналли, которого играет блестящий Марио Адорф. Корса, босс нью-йорской мафии, посылает двоих киллеров, которых играют Генри Сильва и Вуди Строд, чтобы показательно убить выскочку. Но казавшийся легкой жертвой нелепый мелкий сутенер Лука Каналли неожиданно оказывается не по зубам местной мафии и киллерам экстра класса.


Марио Адорф в роли Луки Каналли

Интересно, что парочка киллеров в исполнении Генри Сильвы и Вуди Строда из этого фильма послужит прототипом парочки Джона Траволты и Сэмюэля Л. Джексона у Квентина Тарантино в "Криминальном чтиве".


Генри Сильва и Вуди Строд в роли Дэйва Катаньи и Фрэнка Вэбстера

В фильме прослеживается новый и интересный мотив, о том, что мелкий загнанный человек Лука Каналли, не славился никогда особыми способностями и довольно нелепый, но когда мафия загоняет его в угол и убивает его жену и ребенка, Каналли превращается в неудержимого и с ними уже не могут справится. Как крыса загнанная в угол, мафия сделала ошибку загнав Луку в угол. Впрочем Лука Каналли не является типичным благородным героем, вроде героев Жан-Поля Бельмондо или Франко Неро в других фильмах, Лука Каналли именно загнанный зверь, и ничего благородного в нём нет.

Несмотря на вроде бы хэппи-энд в конце, его на самом деле нет, фильм оставляет тяжелые ощущения, а победа Каналли кажется пирровой и уже бессмысленной. Всё в стиле Ди Лео. Так же как атмосфера фильма, в которой мы встречаем проститутку-маоистку (Ди Лео продолжает забавный стиль социального месседжа), эротизм, проституцию и мафию без принципов.

К серьезным минусам фильма можно отнести саундтрек: вместо Луиса Бакалова над музыкой работал Армандо Тровайолли, который больше известный саундтрекам к итальянским комедиям, собственно получилось не очень.

Третьим и последним фильмом трилогии стал "Босс" ("Il Boss"), апофеоз всего Ди Лео. 



Если в первых двух фильмах еще есть некие условно положительные персонажи (молчаливый Пьяцца или нелепый Каналли), то в этом фильме отвратительные все. Главный герой Ник Ланцетта в исполнении Генри Сильвы, хладнокровный убийца, готовый на всё, чтобы занять своё место под солнцем. Он даже готов убить дона Даниэлло, который нашел его на улице и заменил ему отца, лишь бы угодить боссу сицилийской мафии дону Карраско, которого играет Ричард Конте.


Генри Сильва в роли Ника Ланцетты и Антония Сантилли в роли Рины Даниэллы

Впрочем дон Карраско такой же беспринципный тип, который сливает своих людей ради выгоды, тут отсутствует любая "мафиозная романтика" и любые принципы. Полиция насквозь коррумпирована и её представляет комиссар Торри, в исполнении Джанни Гарко, который столь же беспринципен, как и дон Карраско. Даже кажущаяся жертва похищения, Рина Даниэлла, в исполнении Антонии Сантилли, не вызывает симпатий, являясь типичной нигилистической студенткой, помешанной на сексе и собственном нигилистическом отношении к жизни (студенты-хиппи, работающие на мафию и дочка мафиози в роли студентки-активистки, еще один карикатурный "социальный месседж" Ди Лео).


Ричард Конте в роли дона Карраско

В "Боссе" беспросвестность и депрессивность 70-х годов достигают апогея в творчестве Ди Лео. Вместе с возвращением Луиса Бакалова в роли композитора. И эта же трилогия ляжет в основу по стилю того, что позже мы будем видеть у Тарантино.

После "Босса" Ди Лео снимает эротическую драму "Соблазнение" с Лизой Гастони и Дженни Тамбури, абсолютно никакая вариация на тему "Лолиты".

В 1974 году он вернулся в свой жанр и снял неплохой фильм "Продажный полицейский" ("Il poliziotto e marcio", в английском прокате "Стреляй первым, умрешь потом").



Главный герой фильма комиссар Доменико Малакарне, роль которого исполняет француз Люк Меренда (если честно не самый лучший выбор). Комиссар Малакарне далёк от светлого образа полицейского - он коррумпирован и работает на босса мафии Паскаля (играет француз Рэймонд Пеллегрин).


Люк Меренда в роли комиссара Доменико Малакарне

Паскаль неуравновешенный босс мафии и поэтому череда его нервных всплесков, в том числе и убийство сына местной герцогини, приводит его в трудное положение и он обращается к Малакарне, чтобы тот забрал свидетельские показания одного чудного неаполитанца, который стал свидетелем преступления. Проблема в том, что инспектором, принявшим показания, является отец Малакарне, полицейский старых правил и верящий, что его сын тоже достойный полицейский. Таким образом всё закручивается в гремучую смесь, которая не может закончиться счастливо и она не закончиться.

Фильм "Продажный полицейский" имел все шансы стать лучшим: драматический сюжет о коррумпированном полицейском, который старается найти границы между сотрудничеством с мафией и своими принципами, по мере фильма превращающегося в отчаянного мстителя, конфликт старых полицейских правил и нового времени, плюс композитор Луис Бакалов - всё было для успеха. Если бы не Люк Меренда в главной роли. Он откровенно не потянул фильм. Впрочем это не отменяет достоинств фильма.

В 1975 году Ди Лео выпустил фильм "Патрон в стволе" ("Colpo in Canna") с Урсулой Андресс и Вуди Стродом. Получился паршивенький. Фильм реагировал на новое течение на стыке комедии и polizioteschi. Как жаловался другой режиссер Дардано Сакетти, жанром polizioteschi, мы (левая режиссура) создали монстра - брутальные герои, железной рукой наводящие порядок и восстанавливающие справедливость, были слишком "фашистскими" по мнению Сакетти, нужно был их обсмеять и подорвать жанр изнутри. Ди Лео трудно обвинить в подрывании жанра, просто фильм вышел никакой и не заслуживающий внимания.

А вот другой фильм, вышедший в том же 1975 году, заслуживает внимания. Это "Шок в городе: Безжалостная охота на похитителей" ("La Citta Sconvolta: Caccia spietata ai rapitori", в американском прокате: "Kidnap Syndicate").



В главных ролях снова Люк Меренда в роли простого механика Марио Коллело. Тут уже Ди Лео решает не иронизировать над социальными месседжами и берётся за них всерьез. 


Люк Меренда в роли Марио Коллело

Во время похищения сына богатого строительного магната Филлипини, случайно вместе с ним забирают его друга - сына простого механика Марио Коллело. Марио сталкивается  тем, что всем плевать на него и его ребенка, в то время, как магнат Филлипини торгуется с похитителями, потому что воспринимает всё это как очередную бизнес сделку. Чтобы поставить магната на место, похитители убивают сына Коллело. И Коллело решает мстить.

Классный сюжет и драматический герой в виде простого парня из рабочего класса, который сталкивается с жадностью высшего класса, наплевательского отношения к нему полиции и жестокостью группировки, которая поставила похищение детей на бизнес-рельсы, портит два момента: фильм почему то потерял типичный для фильмов Ди Лео динамизм, второе - это Люк Меренда, опят же, который ну никак не похож на скорбящего отца из рабочего класса, а скорее на хиппи или Че Гевару из "Дневников мотоциклиста". Возможно это лично мои предубеждения против Люка Меренда.  Ну а плюсом фильма является конечно же музыка Луиса Бакалова.

В 1976 году Ди Лео выпустил фильм в жанре "криминальная афера" "Друзья Ника Хезарда", с тем же Люком Меренда в главной роли. Фильм считается в принципе неплохим, но мне не нравиться, поэтому пойду дальше. В том же году вышел "Мистер со шрамом" с Тони Баером и Джеком Пэлансом, который так поразил Тарантино, но не меня, если честно.

Я бы обратил внимание на фильм Ди Лео 1977 года "Кровавые алмазы" ("Diamanti sporchi di sangue").

"Кровавые алмазы" стали лебединой песней Ди Лео и также стали переосмыслением "Миланского калибра 9".



Вор Гидо Маури, в исполнении прекрасного Клаудио Кассинелли, был схвачен полицией после того, как кто-то его сдал. Он верит, что сдал его босс Риццо, в исполнении американца Мартина Бэлсама. Выйдя на волю, еще и столкнувшись с тем, что при ограблении автобуса погибает его жена, он решает отомстить Риццо.


Клаудио Кассинелли в роли Гидо Маури

Тут же появляется и Барбара Буше в роли Лизы, причем она тоже танцовщица и мы видим отрезок фильма посвящен танцу Лизы, так же как и в "Миланском Калибре 9". При чем персонаж Барбары Буше столь же малоприятен, как и в Калибре.


Барбара Буше в роли Лизы

Скажу, что как по мне, финал фильма, встреча Гидо Маури и Риццо, является лучшей в творчестве Ди Лео.  В этом фильме, вообще, Ди Лео отбрасывает свои приемы. Если раньше мы видели мафию без принципов, то теперь мы видим, что у Риццо есть принципы и некое понятие чести. Если все фильмы Ди Лео заканчивались безнадегой, то "Кровавые алмазы" неожиданно заканчиваются не то, чтобы хэппи-эндом, но вселяют некую надежду. В фильме впервые появляется симпатичный комиссар полиции в исполнении Витторио Каприолли, который и раньше играл в фильмах Ди Лео полицейских, но всегда несуразных. От этого фильма не веет беспросветностью, а скорее концом 70-х.


Мартин Бэлсам (слева) в роли Риццо

Еще одним своеобразным подведением итогов 70-х от Ди Лео можно считать эротическую драму "Когда вам двадцать" ("Avere vent'anni"). Две молодые девушки в исполнении Глории Гуиды и Лилли Карати, являясь "эманспированными" хиппи, едут в Рим, чтобы жить в коммуне, предаваясь наркотическому угару и свободной любви. Но всё с чем они сталкиваются, это преступность, вовлечение в проституцию, полицейский беспредел и изнасилование, которое заканчивается печальным концом (к слову вышло две версии фильма, Ди Лео вынужден был снять еще и "хэппи-энд" версию фильма, потому что кинотеатрам пришлось снимать с показа "плохую версию" фильма из-за жалоб посетителей на жестокий конец, а Ди Лео заявил, что "цензурная версия" фильма убила смысл всего фильма, поэтому кинопрокатную версию фильма смотреть не советую, лучше найти режиссерскую).


Глория Гуида и Лилли Карати

Далее Ди Лео снимет ряд фильмов в жанре боевика, но они выйдут никакими. Ди Лео режиссер 70-х и в 80-х ему нечего было делать. Его боевики, на мой вкус, получились проходными.

Фернандо Ди Лео в своих фильмах сконцентрировал Италию 70-х, совмещая безудержный и бессмысленный разврат и эротизм с таким же безудержным и бессмысленным насилием, от его фильмов веяло безнадегой, всё вокруг прогнило, и даже борцы за "светлое будущее" были в лучшем случае пародией, а худшем - такими же гнилыми, и выхода не было видно. Он как пейзажист передавал настроения тех времен.

Нельзя сказать, что Фернандо Ди Лео является моим любимым режиссером, мне нравиться, когда в окружающей безнадеге и давлении системы есть светлый персонаж вроде комиссара Танци в фильмах Умберто Ленци или комиссар Катани у Дамиани, но фильмы Ди Лео стоит посмотреть: во-первых, чтобы сделать чистое погружение в атмосферу, во-вторых, чтобы увидеть множество сюжетов и приемов, которые в последствии будут использованы в голливудских фильмах теми же Тарантино или Родригезом.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Миф о шведской социалистической утопии

Американские ценности и европейские ценности

Сто лет зла