Энцо Кастеллари и время брать на себя ответственность




После Фернандо Ди Лео, расскажу про наверное самого любимого итальянского режиссера - Энцо Кастеллари. Режиссера, который по моему мнению, самый "правый" из всех режиссеров 70-х по своим фильмам.

Еще одни любимчик Квентина Тарантино, Кастеллари в 60-е и начале 70-х снял ряд неплохих спагетти-вестернов (но не лучших представителей жанра) и фильм "Орлы над Лондоном", фильма жанра "macaroni combat".

Кастеллари снял много фильмов (и не все из них достойны внимания, на самом деле), но я отмечу 5 фильмов Кастеллари, которые как по мне лучшие в его творчестве.

Один из моих самых любимых фильмов Кастеллари и вообще всего жанра - это фильм Кастеллари 1974 года "Восставший гражданин" ("Il Cittadino si ribela"), который в американском прокате вышел под названием "Закон улиц" ("Street Law"), редкий случай, когда итальянское название лучше американского.



Главную роль блестяще исполнил Франко Неро. Неро играет обычного человека среднего класса Карло Антонелли, который случайно оказывается в банке во время ограбления. Похитители похищают его во время отступления, избивают, но оставляют в живых. Видя, что полиция ничего не хочет делать (а у него перед этим еще и квартиру ограбили), Антонелли решает сам выследить преступников.


Франко Неро в роли Карло Антонелли

Лейтмотивом фильма является размышление на тему, кто является главным хранителем закона и порядка. Отец главного героя фильма являлся борцом против фашизма во время Второй мировой и автором манифеста "Итальянцы, восстаньте!". Он отправил письмо Антонелли перед своей казнью. "Если хочешь быть свободным, научись сопротивляться. Закон и порядок являются не только правом гражданина, но и его обязанностью. Их надо отстаивать" - цитирует в фильме письмо своего отца герой Франко Неро.

"Государство стало всемогущим. Мы превратили его почти в религию. А что взамен?" - спрашивает Антонелли свою подругу Барбару (в исполнении Барбары Бах). Все вокруг, включая даже старого друга отца Антонелли, тоже бывшего антифашистского борца, убеждают, что действовать бессмысленно. Но Антонелли не может понять почему все хотят молчать и ничего не делать? Почему никто не хочет брать на себя ответственность? Почему никто не понимает, что "дело в самоуважении"? Почему все забились по норам, когда на улицах свирепствует жестокость, а государство коррумпировано и занято бюрократическими проволочками? "Никто меня не защитит, кроме меня самого" - убежден Антонелли.

Герой Франко Неро в фильме не типичный герой жанра poliziotteschi. Он не бесстрашный герой с каменным лицом и пистолетом в кармане, расправляющийся с негодяями направо и налево. Он обычный человек среднего класса и он напуган. В эпизодах он довольно неуклюж и нелеп. Но тем не менее, он твердо решает взять ответственность своей защиты и поимки преступников в свои руки. Потому что кроме него - некому.

Блестящим в фильме является и саундтрек. Над музыкой работали Гидо и Маурицио Де Анджелис, а песня "Goodbye my Friend" просто прекрасна.


Гидо и Маурицио Де Анджелис

Второй фильм, который я хочу отметить, это спагетти-вестерн 1976 года "Кеома", который называют "лучшим спагетти-вестерном времен заката жанра", а как по мне это один из лучших вообще в жанре.



Кеома Шеннон, в блестящем исполнении всё того же Франко Неро, бывший солдат гражданской войны и наполовину индеец, возвращается в свой родной город. Город поражен чумой и захвачен бандой бывших солдатов во главе с Колдуэллом. Подручными Колдуэлла являются трое братьев по отцу Кеомы, с которыми у него давно раздор (братья не любили его из-за его индейских корней и ревновали к отцу, который его любил). Бандиты не разрешают ввозить в город лекарство, а многих местных увозят на старую шахту при любом подозрении на болезнь. Кеома решает помочь беременной девушке Лизе (играет Ольга Карлатос), которая не заражена, но её собирались вывести на шахту.


Франко Неро в роли Кеомы Шеннона

Кеома Шеннон не похож на Карло Антонелли, он не обычный житель, он ветеран войны. Но лейтмотив фильма схож с "Восставшим гражданином". Жители города из-за своего страха и безволия позволяют бандам издеваться над собой. Кеома, как и Антонелли, не понимает этого. Ввязавшись в войну с бандой Колдуэлла, на вопрос: зачем он это делает, Кеома отвечает: "Для себя". Как и Антонелли, Кеома не провозглашает тирад о всеобщем счастье, безграничном альтруизме и прочей демагогии, его, как и Антонелли, волнует самоуважение. И свобода. "Свободный человек не может умереть" - говорит в конце Кеома. В конце концов, кому-то в городе следовало взять на себя ответственность, почему бы не ему? Хотя жители мало оценят заслуги Кеомы - когда Колдуэлл погибает, они восторженно встречают новых бандитов в лице братьев Кеомы в качестве правителей городка, забыв о распятом Кеоме, и погибших за их свободу отца Кеомы Уильяма Шеннона (играет Уильям Бергер) и Джорджа (играет Вуди Строд).

К концу фильма, что интересно, Кастеллари фактически превращает фильм в католическую аллюзию, сняв фактически евангельскую историю, как если бы она произошла на Диком Западе. Это придает фильму еще больший шик.


"Распятый" Кеома Шеннон

Над саундтреком снова работали Гидо и Маурицио Де Анджелис и он получился прекрасным, а главная тема просто шикарна.

В 1976 году Кастеллари выпускает фильм "Большой рэкет" ("Il grande racket"), еще один прекрасный фильм.



Инспектор полиции Нико Палмьери, в исполнении прекрасного Фабио Тести, гоняется за бандой рэкетиров, которые вымогают деньги у бизнесменов и не дают им работать. Попытки инспектора задавить рэкетиров по закону заканчиваются фиаско, а у ряда героев рэкетиры убивают близких. У владельца кафе Луиджи (в исполнении Ренцо Палмера) похищают, насилуют и убивают дочь. У Джанни (в исполнении Орсо Гуерини), олимпийского чемпиона по стрельбе, после того как он бесстрашно помог полиции, убивают жену. У Пепе (замечательный Винсент Гардения) - племянника. Самого инспектора Палмьери увольняют со службы. Но кто должен остановить банду, которая убивает людей и не даёт работать бизнесменам? Нико собирает всех жертв банды и предлагает им самим взять на себя ответственность, раз другого выхода не осталось.


Фабио Тести в роли Нико Палмьери

Лейтмотив фильма схож с предыдущими. "Если человек не может за себя постоять, то что это за человек?" - спрашивает Луиджи в одном эпизоде. Инспектор Палмьери ничего не может сделать с рэкетирами. У них есть дорогой адвокат, они заявляют о "полицейском насилии" чуть что, а в одном из эпизодов громят супермаркет под лозунги "борьбы с буржуями, которые задрали непомерные цены". "Это политика, мы ничего не можем сделать" - говорят инспектору. Но Нико считает иначе. Если все жертвы бандитского террора возьмут на себя ответственность, перестанут бояться и возьмут свою судьбу в свои руки - тогда можно будет покончить с этим террором. Никто кроме них самих этого не сделает.

В 1977 году Кастеллари выпустил фильм "Трафик наркотиков" ("La via della droga").



Фильм о полицейском Фабио, играет Фабио Тести, который под прикрытием в сотрудничестве с агентом Интерпола Майком Хэммилтоном (играет англичанин Дэвид Хеммингс) хотят накрыть банду, занимающуюся распространением наркотиков.


Фабио Тести и Дэвид Хеммингс

Фильм слабее предыдущих, но обладает рядом преимуществ. Динамичный сюжет, ну и конечно же прекрасная игра Фабио Тести и Дэвида Хеммингса стоят того, чтобы его посмотреть.

В 1978 году Кастеллари снял фильм в жанре "macaroni combat" - "Бесславные ублюдки" (в итальянском "Quel maledetto treno bindatto", "Этот проклятый бронепоезд").



Фильм Квентина Тарантино нельзя считать римейком (сюжеты разные), но идею и вдохновение он позаимствовал оттуда (как впрочем Кастеллари вдохновлялся американским фильмом "Грязная десятка" Роберта Олдрича 1967 года). В знак уважения, в своих "Бесславных ублюдках" Тарантино снимет главного актера из фильма Кастеллари Бо Свенсона и самого Кастеллари.


Бо Свенсон в роли лейтенанта Йегера

Вторая мировая война, Франция, группу дезертиров, воров и убийц из американской армии везут, чтобы отдать под трибунал. Машину неожиданно атакует Люфтваффе и заключенным удается сбежать. Они решают бежать в Швейцарию. На пути в Швейцарию они по ошибке убивают группу заброшенных американских диверсантов, у которых была миссия по захвату бронепоезда немцев, перевозящих боеголовку ФАУ-2. Теперь стоит выбор: либо бежать в Швейцарию, либо выполнить миссию вместо убитого ими отряда.


Фред Уилльямсон в роли рядового Фреда Канфилда

Тут снова прослеживается любимый мотив Кастеллари - даже дезертиры и ублюдки в определенный момент должны взять на себя ответственность и выполнить то, что нужно - даже, учитывая то, что многим это будет стоит жизни.

"Бесславные ублюдки" стали последним стоящим фильмом Кастеллари. Он снимет еще один poliziotteschi с Франко Неро "День кобры", но даже Франко Неро не спасёт этот сюрреалистический самопародийный фильм. Потом будут постапокалиптические боевики про Бронкс (очень на любителя) и еще несколько боевиков. В принципе "Туарег - воин в пустыне" 1984 года - единственное что более-менее можно смотреть у Кателлари в 1980-х. Но Кастеллари 70-х уже не вернется.

Фильмы 70-х Энцо Кастеллари отличаются от фильмов других режиссеров. Если у Ди Лео мы видим беспросветные 70-е и безнадегу, у Дамьяно Дамиани мы видим его одиночек против системы без шансов на победу, у Ленци - нам даёт надежду комиссар Танци, который в конце концов восстановит порядок, то у Кастеллари мы видим призыв, а не безнадегу - время брать на себя ответственность пришло. Любой, обыкновенный человек из среднего класса вроде Антонелли, герой-ветеран или пьяница вроде Джорджа из Кеомы, мелкий бизнесмен, бывший воришка или бывший полицейский - все способны стать героями. Более того - время, чтобы это сделать пришло. Манифест "Итальянцы, восстаньте" - не зря так часто появляется в кадре в фильме "Восставший гражданин".

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"