Серджио Соллима и немного о других.



Я уже писал о таких режиссерах как Фернандо Ди Лео, Энцо Кастеллари, Дамиано Дамиани и Умберто Ленци. Имена этих итальянских режиссеров прежде всего ассоциируются с жанром poliziotteschi. Говоря о второй группе любимых режиссеров, я уйду в другой, тоже любимейший жанр - спагетти-вестерн, который ассоциируется с такими именами как Серджио Леоне, Серджио Корбуччи, Джанфранко Паролини и т.д. 

Но говоря о Серджио Соллиме, мы найдем интересного режиссера, который оставил заметный след как в жанре спагетти-вестерна, так и в жанре poliziotteschi. 

Серджио Соллима, в отличии от многих других итальянских режиссеров 60-70-х годов, не был столь плодовит, как его коллеги. Но несколько его фильмов очень атмосферные, очень стильные и в принципе действительно шикарные.

Пропустив его шпионскую трилогию об агенте 3S3 (признаюсь честно, я не смотрел, поэтому оценить не смогу), следует обратить внимание на его трилогию спагетти-вестерна.

В 1966 году снял шикарный спагетти-вестерн "Сдавайся и расплатись" ("La resa dei conti").



Охотнику за головами Джонатану Корбетту, в исполнении прекрасного Ли Ван Клифа, местный богатый промышленник обещает устроить место в Сенате, если он выполнит последнюю охоту - поймает преступника Кучилльо, которого играет замечательный Томас Милиан, якобы за изнасилование девочки. Корбетт бросается в погоню, но не все так просто. Джонатану Корбетту придется выбрать: он хочет справедливости или благосклонности промышленника Брокстона. 


Ли Ван Клиф в роли Джонатана Корбетта

Несмотря на левый уклон фильма (плохой промышленник Брокстон травит бедного мексиканца Кучилльо), герой Корбетта получился просто шикарным. "Зачем ты преследуешь его в Мексике?" - спросит ленивый мексиканский полицейский Корбетта. "Ты не понимаешь, у нас в Америке, каждый гражданин на страже закона и порядка, это наша обязанность" - отвечает Корбетт. 


Томас Милиан в роли Кучилльо

И вообще, я просто обожаю Ван Клифа. Не хочу богохульствовать, но местами он даже круче чем Клинт Иствуд и Джон Уэйн.

Ну и конечно нельзя не отметить саундтрек - в роли композитора великий Эннио Морриконе. Песня Run, man, run из фильма реально крутая.


Эннио Морриконе

Следующим фильмом вестерн-трилогии Соллимы является фильм 1967 года "Лицом к лицу" ("Faccia a faccia").



Профессор истории Брэд Флетчер, в исполнении Джана Мария Волонте (как я говорил, у меня антипатия к этом актеру, но поскольку в этом фильме его персонаж и должен вызывать антипатию, то всё на своих местах), поучая всех в Техасе, что они агрессивные варвары, попадает в заложники к известному бандиту Соломону "Берегару" Бенету, в исполнении Томаса Миллиана. Профессор сначала пытается научить бандитов "терпимости", но постепенно начинает входить во вкус и в конце концов понимает, что он, используя свой ум, сможет лучше управлять бандой, чем Соломон.


Джан Мария Волонте в роли профессора Флетчера

Хитроумные преступления Флетчера, в конце концов, вызывают возмущение местных жителей, которые собираются вместе, чтобы разгромить поселение бандитов, а за профессором идет ищейка из агентсва Пинкертона Чарли Сиринго, в исполнении Уильяма Бергера.



Томас Милиан в роли Соломона "Берегара"

Профессор не понимает, почему его хитровыстроенные и по-умному продуманные преступления в конце концов привели к прямо противоположному результату, чем он добивался.

Очень интересный мотив поднимает Соллима в этом фильме. Самонадеянность профессора, который думал, что его научность должна была принести ему мега-успех, а в итоге обернулась полным провалом. Почему не работает план и почему профессорам нельзя доверять управление обществом отлично иллюстрирует этот фильм. Профессора, в своей гордыне и слепоте, всегда считали, что могут своими планами создать лучшее общество и это всегда заканчивалось и закончиться крахом. Как у профессора Флетчера в фильме Серджио Соллимы.

Один из лучших спагетти-вестернов и лучший у Соллимы. Плюс прекрасный саундтрек Эннио Морриконе.

Третий фильм трилогии "Беги, человек, беги" ("Corri uomo corri") 1968 года, на мой вкус является самым худшим из тройки. Слишком дурашливый, но при этом плюс в том, что в главной роли Томас Милиан, который играет всё того же Кучилльо из "Сдавайся и расплатись". На любителя, но я не большой любитель этого фильма.

В 1970 году Соллима снял фильм "Город насилия" ("Citta violenta").



Профессионального киллера Джеффа Хестона, в исполнении Чарльза Бронсона, когда тот отдыхал со своей возлюбленной  Ванессой на островах, в исполнении Джилл Айрленд, нападают, и за убийство нападавших, Джеффа садят в тюрьму. Выйдя, он возвращается домой и узнает, что Ванесса уже жена местного мафиози, которого играет Тони Савеллас. Мафиози к тому же хочет, чтобы Джефф работал на него, а Джефф хочет завязать.


Чарльз Бронсон в роли Джеффа Хестона

Нужно сказать, что в фильме мы встречаем типичный нуарный сюжет: немногословный киллер печального образа и роковая блондинка, которую киллеру нужно в конце концов убить.


Джилл Айрленд в роли Ванессы

Фильм испытал на себе влияние нео-нуарного фильма Жан-Пьера Мельвиля "Самурай" с Аленом Делоном, Натали Делон и Кэти Розье. Повторить успех фильма Мельвиля, Соллиме не удалось - "Самурай" все же атмосфернее смотрится, но "Город насилия" вполне неплох.

В 1973 году Серджио Соллима снял наверное свой лучший фильм - "Револьвер".



У заместителя начальника тюрьмы Вито Чиприани, в прекрасном исполнении Оливера Рида, похищают жену. Чтобы её вернуть, он должен вытащить из тюрьмы мелкого уголовника Мило Руиза, в исполнении Фабио Тести. Вытащив Мило из тюрьмы, они обнаруживают, что похиттели на самом деле хотят убить Мило и Вито придется сделать выбор: либо убить Мило (который к тому же не убил Чиприани, когда была возможность), либо умрет его жена.


Оливер Рид в роли Вито Чиприани 
 
По атмосфере и настроению, фильм в стиле Дамиано Дамиани. Вито и Мило предстают перед слишком серьезными силами. Даже начальник полиции Франции и тот работает на мафию, в фильме даже сложно понять мафия ли это, скорее некая могущественная сила за кулисами, куда мы так и не заглянем. У героев просто нет шансов бросить вызов этой силе и весь фильм проходит в таких минорных тонах.


Фабио Тести в роли Мило Руиза

Украшением, как всегда в фильмах Соллимы, является саундтрек Эннио Морриконе. А главную тему из фильма "Un Amico", Квентин Тарантино использует в своем фильме "Бесславные ублюдки".

После "Револьвера" Соллима уйдет в основном на ТВ, снимет несколько приключенческих сериалов по книгам Эмилио Сальгари, а на большой экран вернеться в 1993 году фильмом "Берлин 39", но безусловно лучшие времена Серджио уже тогда прошли.

Поскольку, как я говорил выше, дальше я напишу про некоторых итальянских режиссерах, которые работали прежде всего в жанре спагетти-вестерна, есть несколько фильмов в жанре polizitteschi, которые стоит посмотреть.

Это прежде всего трилогия о комиссаре Бетти в исполнении блестящего Маурицио Мерли, один фильм "Насилие в Неаполе" снял Умберто Ленци, два других "Насилие в Риме" ("Roma violenta") и "Италия вооруженная" ("Italia a mano armata") снял Марино Джиролами.



Это также фильм Марио Бавы "Бешенные псы" ("Rapid dogs"), единственный фильм жанра у маэстро Бавы, снятый в 1974 году, причем из-за прекращения финансирования, фильм не показали, а пленки ушли кредиторам, и лишь в 1998 году, сын Марио, Ламберто Бава сумел представить фильм публике. И такой фильм так долго пылился на полке.



Ну и фильм 1980 года Лючио Фульчи "Контрабанда" ("Luca il contrabbandiere") с Фабио Тести и Марселем Бозуффи. Тоже единственный у Фульчи в жанре, но зато какой: Тарантино на стероидах. Однозначно стоит внимания.



Если говорить о фильмах более низкого качества (по-моему субъективному мнению, конечно же), у Руджеро Деодато есть фильм "Живи как коп, умри как мужчина", по мнению Квентина Тарантино это лучшее название фильма в истории кинематографа. Ради справедливости - название действительно лучшее, что есть в фильме.

У Массимо Далламано считается неплохим "Как можно быть таким ублюдком, инспектор Клифф" c Иваном Рассимовым, но мне он не очень нравиться.

У Карло Лиццани можно посмотреть "Площадь Сан-Билла, 20 часов". Очень левый фильм, да и сам Лиццани левый комми, работал на стыке между "элитными" леваками (был ассистентом Роберто Росселини и Джузеппе Де Сантиса, друг Пьер Паоло Пазоллини) и режиссером фильмов категории-B. Но интересно, что коммунист Лиццани стал отцом советской неонацистской эстетики. После показа "Площади" в СССР гопники из спальных районов решили, что бить панков теперь можно в кожанках и под фашистскую идею.

Совсем уж любители жанра, могут посмотреть фильмы Стельвио Масси. Масси редкий вид режиссера, который очень много работал в жанре polizitteschi, но в целом его фильмы не славились хорошим качеством, какими-то занимательными режиссерскими приемами или интересным сюжетом, но в них часто снимался Маурицио Мерли, что конечно же плюс.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"