Умберто Ленци и добро с увесистыми кулаками




Говоря об Умберто Ленци, мы говорим о режиссере, который внес весомый вклад в сразу несколько жанров кинематографа и успешно попробовал себя наверное во всех популярных жанрах в Италии тех времен, может быть за исключением спагетти-вестернов. 

Ленци снял ряд хороших фильмов в жанре "пеплум" (я бы посоветовал посмотреть "Последнего гладиатора"), его очень ценят любители фильмов ужасов (я не большой фанат данного жанра, но говорят его трилогия о каннибалах и фильмы о зомби очень ценятся поклонниками), ну и конечно же несколько его джалло с Кэролл Бэкер ("Параною" я советую).  

Работа в каждом жанре заслуживает отдельного рассказа, но для меня Умберто Ленци это прежде всего его poliziotteschi фильмы. 

Подход к фильмам у Ленци очень отличается от других режиссеров. Я уже писал, что у Фернандо Ди Лео мы находим беспросветные 70-е, у Энцо Кастеллари призыв брать на себя ответственность в эти бурные времена, у Дамиано Дамиани - трагедию человека со моральными ориентирами (зачастую довольно консервативными), оказавшимся перед лицом мафиозно-брутальной системы. 

У Ленци мы тоже видим соответствующую атмосферу 70-х, жестокость и насилие, которые рельефно выделяются в окружающем пространстве, более того зачастую наваливаются на нас комплексом. Ленци не сосредотачивается на какой-то теме: наркотики, грабежи, мафия, жестокость молодежи, импотенция полиции и прочее. Умберто вываливает это всё на нас сразу. Но перед этой лавиной и нами стоит добро, как у Дамиани, но в отличии от фильмов Дамиани оно не обречено. Добро собирается надрать пару задниц.

Переходя к фильмам Ленци, я начну не с самого типичного фильма для него - это фильм 1973 года "Милан в огне" ("Milano Rovente").



На сутенера Канджеми, которого играет Антонио Сабато, "наезжает" французский мафиози по кличке "Капитан", в исполнении Филлипа Леруа, который хочет, чтобы проститутки Канджеми продавали его наркотики. Канджеми не хочет работать на условиях француза, развязав с тем войну, а в качестве специалиста пригласил вернувшегося из Чикаго мафиози Билли Бароне, которого играет Алессандро Сперли.


Антонио Сабато в роли Сальваторе Канджеми

Фильм не самый лучший у Ленци, но обладает всеми необходимыми атрибутами добротного poliziotteschi, а главный плюсом как по мне является Билли Бароне, которого чудесно сыграл Сперли.


Алессандро Сперли в роли Билли Бароне


В 1974 году Ленци выпустил фильм "Ненависть в Милане: полиция бессильна" ("Milano odia: la polizia non puo sparare"), который в американском прокате получил название "Почти человек" ("Almost Human").



Джулио Сакки, в исполнении неподражаемого Томаса Миллиана (уникальный актер, который умел создавать образ негодяя, которого вы будете ненавидеть и в тоже время, с той же силой, образ симпатичного героя, в которого вы влюбитесь), неуравновешенный и агрессивный маньяк, от жестокости и неуравновешенности которого воротит даже мафиози. После того, как Джулио выгнали из банды, он решил доказать, что умнее всех. Он собирает двух дружков и похищает дочку миллионера Марилу, в исполнении Лауры Белли. Теперь его должен остановить инспектор Уолтер Гранди, в исполнении Генри Сильвы, но у полиции связаны руки. В конце концов, инспектору Гранди придется взять правосудие в свои руки.


Томас Миллиан в роли Джулио Сакки

Шикарный фильм. Игра Миллиана выше всех похвал - он создал образ идеального подонка. На протяжении всего фильма, инфернальный персонаж Миллиана кажется выкручивается из всех ситуаций и оставляет инспектора Гранди и полицию в дураках, оставляя за собой горы трупов. Но в конце концов, даже такой инфернальный персонаж как Джулио таки понесет свою расплату. У Ленци не бывает по-другому. 


Генри Сильва в роли Уолтера Гранди

Интересно, также, что частым оправданием жестокости Джулио служат социальные лозунги. "Я бедный, а он богатый, вот что не справедливо", "я с низов, а он родился с серебряной ложкой во рту", "во всём виновата система" - несколько раз и в разной форме заявляет персонаж Миллиана. Так многие негодяи делают всегда - оправдывают свои преступления социальной несправедливостью и порочной системой. У Ленци часто будет встречаться мотив того, что негодяи будут оправдываться социальными лозунгами. Но никакой симпатии к ним нет. Они чистое зло с левой демагогией. Зло, которое нужно уничтожить, не более того.

В 1975 году вышел фильм "Палач бросает вызов городу" ("Il giustiziere sfida la citta"), в американском прокате получивший название "Синдикат садистов".



В главной роли всё тот же Томас Миллиан, но теперь он играет хорошего парня Рэмбо. Кстати, имя не случайно, в 1972 году вышла книга Дэвида Морелла "Первая кровь" о Джоне Рэмбо,  которая очень понравилась Ленци и экранизацию на которую снимут через десять лет после книги и через семь лет после фильма Ленци. Именно в честь Джона Рэмбо, Ленци назвал своего персонажа, но с сюжетом книги фильм не связан.


Томас Миллиан в роли Рэмбо

Рэмбо байкер, который возвращается из Франции в родной город Милан. Тут он встречает старого друга Пино Скалия, который работает в частной полиции. В городе мафиози, связанные с семьей Конти, украли сына богача. Скалия хочет найти его самостоятельно и получить за это деньги. Но подручные Конти его убивают. И Рэмбо решает отомстить, натравив две самые влиятельные семьи Милана: Конти и Патерно друг на друга, при этом спасти ребенка.

Фильм не самый лучший у Ленци, но стоит внимания, потому что Миллиан как всегда прекрасен, а еще он катается на байке и стреляет бандитов, что еще нужно для хорошо проведенного вечера?

В 1976 году у Ленци выходит шикарный фильм, известный у нас как "Рим полный насилия" ("Roma a mano armata"), а также известный под названиями "Рим, вооруженный до зубов".



Два блестящих актера, Маурицио Мерли, итальянский Клинт Иствуд, в роли комиссара Леонардо Танци и Томас Миллиан снова роли плохого парня Винченцо Моретто по кличке "Горбун", уже стоит того, чтобы его посмотреть.


Маурицио Мерли в роли комиссара Танци

Комиссар Танци охотится на главу местной преступной группировки Феррендера. В процессе поимки Феррендера, он ловит ряд его подручных, в том числе и "Горбуна", но из-за бессилия полиции не может ничего сделать. Несмотря на противодействие начальства, Танци предпочитает жесткие методы, которые не соответствуют "новым веяниям" моды.


Томас Миллиан в роли "Горбуна"

Как и в фильме "Ненависть в Милане", Миллиан перевоплощается в инфернального персонажа, еще и с горбом. В фильме также "Горбун" часто скрывается за своими физическими недостатками, чтобы выставить себя жертвой, а потом продолжить совершать преступления. Полиция "прогрессирует" в сторону теории, что преступники не виноваты, а виновата "несправедливая система", "жизнь", "несовершенное общество" и т.д. Да вот только комиссар Танци плевать на эти теории хотел. Его задача: найти и наказать преступника.

В том же году вышел фильм "Олух и полицейский" ("Il trucido e lo sbirro"), который известный еще под несколькими именами ("Маньяк и крутой полицейский", "Жестокий полицейский", "Свободная рука для жесткого полицейского" и т.д.).



Получился очень симпатичный фильм с хорошим подбором актеров, юмором и традиционными атрибутами жанра. Брешинелли, которого играет Генри Сильва, украл девочку, чтобы получить выкуп. Девочка больна заболеванием почек, и если через несколько дней её не вытянуть и не доставить в больницу, она умрет. В город вызывают комиссара Сарти, которого играет Клаудио Кассинелли, который славиться нестандартными методами роботы, чтобы спасти девочку. Комиссар вытягивает из тюрьмы мелкого мошенника Серджио Марацци, по кличке "Мусор" или "Свинтус" (хоть это не точный перевод итальянского Er Monezza, но по смыслу вполне удачно), которого играет Томас Миллиан, чтобы тот помог найти девочку. 


Томас Миллиан в роли Серджио Марацци

Персонаж Миллиана стал настолько успешным, что его позже снова использует Ленци, а также другие режиссеры, например Стельвио Масси. Но стоит сказать, что последующие фильмы про "Свинтуса" Марацци уже не будут столь хорошими, как этот, даже у Ленци. В целом, фильм снятый на стыке комедии и poliziotteschi получился удачным, потому что в отличии от многих представителей подобного жанра, не скатывается в самопародию, а скорее наследует удачные модели американских фильмов, которые всегда умели совмещать юмор и криминальный жанр, не превращаясь в пародию.



Клаудио Кассинелли в роли комиссара Сарти

Еще в 1976 году у Ленци вышел фильм "Насилие в Неаполе" ("Napoli violenta"), в котором на экране возвращается Маурицио Мерли.



Комиссар Бетти, в исполнении Мерли, приезжает в Неаполь и сразу же оказывается в эпицентра разборок местного главаря каморры (это неаполитанская мафия) по кличке Генерал, в исполнении Барри Салливана и местного контрабандиста Франческо Капуано, в исполнении Джона Саксона, который решил кинуть Генерала.


Маурицио Мерли в роли Комиссара Бетти

"Насилие в Неаполе" продолжает традицию "Рима полного насилия", показывая нам иствудский фильм о комиссаре, который пойдёт на всё, чтобы остановить преступников. Часто даже его путают и называют продолжением фильмов о Танци, потому что персонажи комиссара Танци и комиссара Бетти очень архетипичны. Мы видим "Грязного Гарри" в итальянских интерьерах. Но говорить о простом переносе американского фильма в итальянские просторы не стоит - фильм "Насилие в Неаполе" слишком итальянский и слишком рефлективный на итальянские реалии, чтобы быть калькой с американского продукта.


Джон Саксон в роли Франческо Капуано

В 1977 году, Ленци снял фильм "Банда горбуна" ("La banda del gobbo")  с Томасом Миллианом, где решил использовать двух своих успешных персонажей: "Горбуна" из "Рима полного насилия" и "Свинтуса"-"Мусора" из "Олуха и полицейского". Причем одновременно обоих играл Миллиан. Но несмотря на многообещающее начинание, фильм получился, как по мне слабоват. Миллиан "Свинтус" вообще практически весь фильм отсвечивает на заднем плане, а Миллиан "Горбун" какой-то не целостный персонаж, который не вызывает ни симпатии, ни отвращения. Посмотреть можно, но мне не понравился.

А вот другой фильм 1977 года "Циничный, подлый, жестокий" ("Il cinico, l'infame, il violento") посмотреть следует.



Это уже настоящее продолжение похождений комиссара Леонардо Танци. Танци, конечно в роли Мацрицио Мерли, уходит из полиции и становится писателем. В это время из тюрьмы сбегает Луиджи Майетто, по кличке "Китаец", в исполнении Томаса Миллиана, которого засадил в тюрьму Танци. "Китаец" совершает покушение на Танци и, чтобы его спасти, полиция распространяет известие о его смерти, а его хочет отправить в Швейцарию. Но Танци хочет сам разобраться с "Китайцем". А Китаец тем временем решает взять под себя город, которым управляет американский мафиози Фрэнк Ди Маджо, в исполнении Джона Саксона. Фильм в лучших традициях Ленци и жанра.

Последний фильм на который я обращу внимание у Ленци, это фильм 1979 года "От Карлеоне до Бруклина" ("Da Corleone a Brooklyn").



Комиссар Джорджио Берни охотиться на главаря мафии Микеле Барези. Барези задержали в Нью-Йорке, но чтобы его арестовать и выслать в Италию, в американском суде должен дать показания свидетель, который подтвердит, что это Барези. Комиссар Берни сам решает доставить свидетеля, одного из бандитов Барези, в Нью-Йорк, чтобы тот дал показания против Барези.

Подводя итог о творчестве Умберто Ленци, стоит сказать, что несмотря на кажущуюся типичность его фильмов, он был не типичен в жанре. В 70-х привычной картиной была безнадега и в конце смерть главного героя под красивую музыку. Но почему должен умирать хороший парень, да еще и под красивую музыку, как бы спрашивает нас Ленци. Какого черта? Пусть умирает плохой парень и добро восторжествует. У Ленци в виде его главных персонажей, добро оснащено увесистыми кулаками и вооружено, оно надирает задницы и ни перед чем не остановиться. Негодяев найдут и они будут наказаны. В отличии от других итальянских режиссеров, которые преподносили зрителю кладбище хороших парней, Ленци захоронил многих плохих парней. И это хорошо. Потому что, в конце концов, хорошие парни всегда должны побеждать.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Миф о шведской социалистической утопии

Американские ценности и европейские ценности

Оправдания, которые мы говорим сами себе