Почему Тиллерсон должен был уйти




Артур Херман

В администрация Трампа нетрадиционная напористая внешняя политика меняет неэффективную традиционную дипломатию. 

Из всех неожиданных увольнений и назначений в Белом доме, отставка Рекса Тиллерсона, несомненно, наиболее важная - возможно это самая важная отставка со времен увольнения Гарри Трумэном Дугласа Маккартура во время Корейской войны.

Увольнением Маккартура, Трумэн установил четкую линию разграничения между военными и гражданскими властями, которую с тех пор не осмелился пересечь ни один военный. Увольнением Тиллерсона, Трамп послал столь же четкий сигнал укоренившийся бюрократии - некой версии "закулисной власти" из Госдепартамента - а также политическим элитам Америки о будущем направлении внешней политики США, в надежде на то, что она переживет нынешнюю администрацию.

Чтобы понять происходящее, давайте оговорим несколько вещей.

Во-первых, Рекс Тиллерсон человек с глубоким традиционным образом мышления в глубоко нетрадиционные времена, человек, не понимающий быстро меняющихся мировых трендов, особенно, но не только, касающихся роста Китая как агрессивной мировой державы; решительной заявки Ирана на роль регионального гегемона, включая создание ядерного вооружения; и зловещей динамики восстановления Россией своих имперских амбиций в Восточной Европе и её противостоянию Западу при Владимире Путине.

Во-вторых, Трамп почти наверняка не понимал этого, когда назначала Тиллерсона на пост госсекретаря. Возможно, он надеялся, что Рекс принесет образ мышления бизнесмена в Госдепартамент, как жесткий переговорщик, с хорошим нюхом на хорошие сделки, обостренным его долголетним пребыванием на посту руководителя глобальной энергетической корпорации ExxonMobil. Прежде всего, Трамп предполагал, что Тиллерсон будет таким же как и он сам, который знает место американских национальных интересов в мире, и будет бороться за эти интересы с большим энтузиазмом и смелостью.

Трамп думал, что получает льва в лице Тиллерсона. Вместо этого мы получили Сенбернара. Подобно этой породе, Тиллерсон может казаться большим и внушительным на первый взгляд, но он не боец, в особенности против бюрократического менталитета, который пронизывает Госдепартамент.

Теперь мы можем обговорить третий пункт. Практически каждый госсекретарь со времен Корделла Халла сталкивался с дилеммой. Либо он или она становиться представителем президента перед бюрократией - и в случае необходимости, безжалостным исполнителем воли президента в этом бюрократическом болоте - или он или она становиться представителем бюрократии перед президентом и принимает на себя роль человека, который старается донести взгляд Госдпартамента до президента - даже, время от времени, выступая адвокатом этого взгляда.

Последнее произошло с Тиллерсоном. Это тоже самое, что произошло с Колином Пауэллом и Кондолизой Райс, когда они стали госсекретарями, и интересно, что Кондолиза одна из тех, кто больше всего работала над тем, чтобы Тиллерсон оказался в команде Трампа. Она ясно видела, что Тиллерсон тот человек, который сможет стать сторожевым псом Госдепартамента в кабинете Трампа, тот, кто будет придерживаться своего мировоззрения, вращающегося вокруг инкрементализма и процесса, и тот, кто в случае конфликта американских национальных интересов с глобалистской повесткой дня, как было в случае с "глобальным потеплением" или арабо-израильским "мирным процессом", ради благосклонности элит, автоматически станет на их сторону.

Эта точка зрения включает в себя Иран и Северную Корею, страны, на которые элиты традиционно смотрят сквозь призму ядерного нераспространения, вместо того, чтобы видеть в них опасных стран-изгоев, которые должны быть остановлены. Согласно сообщениям Washington Free Beacon, вопрос Ирана определил судьбу Тиллерсона. "Союзники Тиллерсона из Белого дома предупреждали его ближайших советников, что его усилия по спасению ядерной сделки и противостояние ключевым требованиям Трампа к этой сделке, могут стоить Тиллерсону работы", написал Beacon и это предсказание сбылось в среду.

Что будет дальше? Наследник Тиллерсона, Майк Помпео, обещает быть тем, кто кто нужен Трампу, чтобы продавить в Госдепартаменте более агрессивную проамериканскую политику, особенно в отношении Ирана, учитывая то, что будучи конгрессменом Помпео очень скептически относился к ядерной сделке Обамы (помощники конгрессмена и я работали вместе, чтобы разоблачить сделку на страницах этого журнала в нескольких статьях), и также Китая. Он также идеальный госсекретарь, чтобы иметь его под рукой во время встречи Ким Чен Ына и Трампа.

Следующее место, на которое следует обратить внимание в контексте изменений, это офис Советника по национальной безопасности.

Нетрадиционная напористая внешняя политика приходит на смену неэффективной традиционной дипломатии, по крайней мере во времена Трампа. К середине этого года будет видно, насколько долго продлиться эта тенденция, прежде чем бюрократы и политические элиты вернут себе трон.

Оригинал National Review

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Понимая культуру жертвы: интервью с Брэдли Кэмпбеллом и Джейсоном Мэннингом

Миф о шведской социалистической утопии

Энох Пауэлл и "Реки крови"