Дамиано Дамиани и его человек против системы




Дамиано Дамиани наверное самый известный режиссер на территории постсоветского пространства, потому что его фильмы показывали в СССР. Его многие любят, и многие не любят. На то есть причины. Некоторые любят его за ностальгию по совку, у кого таковой ностальгии нет, у того он, наверное, наоборот вызывает негативную реакцию.

У меня ностальгии по совку нет, так как я слишком молод, а еще и потому что я правых взглядов, поэтому явственный левый уклон фильмов Дамиани должен был бы внушать к нему нелюбовь. Тем не менее, фильмы Дамиани я посмотрел уже задолго после развала совка, пересмотрел их в года, когда мои правые взгляды устаканились и мне они показались стоящими внимания.

Первое и главное правило - никогда не смотрите итальянские фильмы в советском дубляже. Никогда и ни за что. Найдите самый примитивный любительский перевод, найдите американскую кинопрокатную версию и посмотрите на английском, с субтитрами наконец, но никогда советский дубляж. Итальянцы, говорящие манерными баритонами советских дублирующих - хуже не придумаешь. Смысл слов, интонации - все летит к чертям и ты чувствуешь себя на собрании комсомола, где тебе рассказывают про увеличение надоев. Я когда посмотрел несколько фильмов Дамиани в советском дубляже - это ужас. В общем лучше вообще не смотреть итальянские фильмы, чем смотреть их в советском дубляже, серьезно.

Второе - никогда не смотрите советскую прокатную версию. Совок вырезал целые сцены из фильмов, делал их черно-белыми и вообще превращал в унылую пародию. Еще и под советский дубляж - нет, не стоит.

Переходя к творчеству Дамиани, Дамиано Дамиани считается левым режиссером, может даже одним из самых левых, любим СССР за "вскрытие пороков буржуазного общества" и сам относившийся с симпатией к левым, я не думаю, что его фильмы столь однозначны. Итальянский кинокритик Паоло Мереджетти называл его "самым американским итальянским режиссером" (хоть я тут думаю можно поспорить), а Пазолини называл его "огорченным моралистом, голодным по старой чистоте". Фильмы Дамиани буквально пропитаны тем, что левые назвали бы "буржуазным морализмом", а также ностальгическими нотками по "старой Италии". Поэтому я не согласен однозначно записывать его фильмы в левые, потому часто они были очень консервативны. Его герои не народные герои и не коллективистские идеи, его главный герой одиночка или пара людей, со старыми моральными принципами, которые оказались в беспринципные времена и перед жестокой системой. Народ часто безмолвствует или находится где-то на периферии, а герой или герои (их всегда мало) одиноки. Также сквозь многие фильмы проходит размышления на тему закона и порядка, который нарушен "буйными временами". Дамиани мог считать себя хоть Че Геварой, но его фильмы мало похожи на эталон левого жанра.

Безусловно я не смогу описать все фильмы (тем более не все из них вообще стоят внимания), я остановлюсь на нескольких.

Первый фильм, на который я хотел бы обратить внимание, это фильм 1971 года "Признание комиссара полиции прокурору республики" ("Confessione di un commissario di polizia al procuratore della republica") с Франко Неро и Мартином Бэлсамом в главных ролях.



Комиссар полиции старых взглядов Бонавиа, в исполнении Мартина Бэлсама, давно пытается схватить местного мафиози Фердинандо Ломунно (играет Лучано Катеначчи), но у Ломунно влиятельные друзья депутаты и мэр города. Поняв, что по правилам Ломунно не взять, Бонавиа начинает действовать незаконными методами, но получает противника в лице молодого прокурора республики Траяни, в исполнении Франко Неро, который тоже принципиальный и хочет закрыть мафию и их политических покровителей, но, в отличии от комиссара Бонавиа, уверен также в том, что действовать нужно строго законными методами.


Мартин Бэлсам и Франко Неро в роли комиссара Бонавиа и прокурора Траяни


Фильм строится вокруг вопроса, что делать, когда законы не работают, потому что политика и мафия тесно сплелись в одно. Чем будут отличаться прокуроры и полицейские, если будут действовать как мафия? - вопрос прокурора Траяни. Но если нет возможности сделать всё по закону, неужто справедливость должна стать жертвой юридической казуистики ? - вопрос комиссара Бонавиа. Фильм не даёт однозначного ответа на вопрос, каждый поступает так, как считает нужным. Но ни отчаянные меры Бонавиа, ни принципиальное следование закону Траяни в конце концов не способны справиться с системой.

Плюсом фильма является также музыка - композитор Риц Ортолани, который часто будет сотрудничать с Дамиани, сделал прекрасный саундтрек к фильму.


Композитор Риц Ортолани

Следующий фильм является моим самым любимым и по-моему мнению лучшим у Дамиани.

В 1978 году Дамиани снял фильм "Прощай и Аминь" ("Goodbye & Amen").



ЦРУ, квартируясь в американском посольстве в Италии, готовит операцию по свержению какого-то африканского правителя. Но внезапно, один из сотрудников посольства, который оказался предателем и должен был сдать какую-то информацию спецслужбам этого африканского деятеля, убивает двух случайных людей и захватывает заложников в отеле. Теперь агенту ЦРУ Джону Донахью, в исполнении Тони Мусанте, нужно решить проблему и сделать это быстро.


Тони Мусанте в роли агента ЦРУ Донахью

Возможно Дамиани пытался снять анти-американский и анти-црушный фильм, но лично у меня, не часто даже американские фильмы про ЦРУ вызывают столько симпатий, как агент Донахью в прекрасном исполнении Мусанте. Конец фильма это шедевр и прям гордость берет за то, как агент Донахью разыграл партию и как он прекрасно всё устроил.

"Прощай и Аминь" это однозначно, лично для меня, лучший фильм Дамиани, агент ЦРУ прекрасен, я убежден, что это проамериканский и процрушный фильм (чтобы там не задумывал Дамиани), в общем фильм замечательный и считаю обязателен к просмотру.

Также плюсом является саундтрек, над которым работали Гвидо и Маурицио Де Анджелис.

В 1977 году также вышел наверное самый знаменитый фильм Дамиани "Я боюсь" ("Io ho paura"). Но мне, если честно, этот фильм не нравиться. Даже если не брать центральной идеи фильма о том, что за террактами в Италии стоят итальянские спецслужбы, хотя эта идея получилась глупой в фильме, поскольку из сюжета вообще не ясно на кой черт контрразведке Италии терракты (закрутить гайки? выбить финансирование? сам догадайся?), то фильм не нравиться еще потому что мне не нравиться Жан Мария Волонте в главной роли и даже участие моего любимчика Марио Адорфа фильм не спасает.

В 1979 году Дамиано выпускает фильм "Человек на коленях" ("Un uomo in ginocchio").



Тут ситуация прямо противоположная. Если я в целом считаю, что фильм слабоват, то всё же мне нравиться Джулиано Джемма в главной роли (как и вообще этот актер).  Джемма играет бывшего автоугонщика Нино Перальта, который решил отойти от дел и заняться своим небольшим бизнесом. Но из-за случайности он оказывается в списке мафии на устранение и за ним охотиться нанятый мафией киллер Платамона, в исполнении Микеле Плачидо.

Нино Перальта человек, оказавшийся перед лицом мафии и их правил, но он не хочет подчиняться им. Он хочет быть сам хозяином своей судьбы, но такое желание в таких условиях слишком трудно реализуемое. Фильм скорее драма, чем poliziotteschi, немного затянут, но как я говорил мне нравиться Джулиано Джемма, он вытягивает фильм на достойный уровень (чего не скажешь о Плачидо).

В 1980 году Дамиани выпускает фильм "Предупреждение" ("L'avvertimento").



Несмотря на то, что фильм тоже не тянет на звание шедевра, это очень симпатичный фильм на мой взгляд. Во-первых за счет главных актеров, всё того же Джулиано Джемма и Мартина Бэлсама, во-вторых за счет нестандартной для Дамиани концовки. Такое ощущение, что Дамиани, так же как и Ди Лео в фильме "Кровавые алмазы", делает нечто похожее на ощущение конца безнадеги 70-х. Впрочем далее у Дамиани будет сериал "Спрут" и фильм "Связь через пиццерию", которые уже будут в более традиционных для Дамиани минорных тонах.


Джулиано Джемма в роли комиссара Барези

Фильм "Предупреждение" рассказывает о комиссаре Барези и префекте Марторана, которые хотят сцапать влиятельных мафиози, политиков и других деятелей (в том числе журналиста Пуму), которые убили прежнего комиссара полиции. Причем оба не доверяют не только сотрудникам полиции, но и друг другу.


Мартин Бэлсам в роли префекта Марторана

Композитор Риц Ортолани делает еще один плюс фильму.

Сериал "Спрут" ("La Piovra") и похождения комиссара Катани, которого играет Микеле Плачидо, настолько известен на просторах постсовка, что описывать его смысла нет. Стоит наверное сказать, что Спрут и по названию, и по смыслу наверное является квинтэссенцией всего творчества Дамиани. Система как спрут окутала все институты государства и против неё лишь одинокий комиссар Катани, со своими устаревшими моральными ориентирами.



Можно напоследок отметить фильм Дамиани 1985 года "Связь через пиццерию" ("Pizza connection") с Микеле Плачидо в главной роли.



Киллер мафии Марио (играет Микеле Плачидо) приезжает из США, чтобы выполнить заказ - убить прокурора, который стоит поперек горла мафии. Марио пытается втянуть в дело своего брата Микеле (играет Марк Чейз), но у Микеле есть принципы, преступать через которые он не хочет.


Микеле Плачидо в роли Марио

Марио уверен, что он лишь часть системы, не он будет киллером, так кто-нибудь другой, поэтому морализаторство не уместно, сама жизнь выбрала его на роль убийцы. Его брат уверен в другом - каждый делает выбор в жизни сам. Обстоятельства не оправдание для совершения преступлений.


Марк Чейз в роли Микеле

Подводя итоги творчества Дамиано Дамиани, следует сказать, что он наверное один из самых "морализаторских" и "старомодных" режиссеров 70-х (что довольно забавно, учитывая его левые взгляды). Иногда это "морализаторство" делает его фильмы малодинамичными и местами занудными - как будто нравоучения священника. Но в этом есть и некая его притягательность. Это четкое отделение добра и зла, попытки отойти от их смешивания и четко их разграничить - это для 70-х было очень консервативно. Но мне всегда импонировали люди, которые шли против трендов.

Атмосфера фильмов Дамиани схожа с атмосферой Фернандо Ди Лео в части окружающей безнадеги и безвыходности. Но если у Ди Лео грань между добром и злом размыта, а иногда вообще отсутствует, то Дамиани проводит её четко - в его в фильме всегда есть положительный герой, который попадет в лапы этого "спрута". Что иногда делает картину еще более депрессивной, чем у Ди Лео.

Попытки идти против системы - слишком морализаторски разграничивать добро и зло, и даже попытки в 80-х продолжать снимать фильмы жанра, который уже был на закате - Дамиани сам был похож на своих героев - человека против системы и окружающих трендов. Может из-за своего упорного нонконформизма, он и левых поддерживал - просто, чтобы против. Против современности, трендов и правил. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Миф о шведской социалистической утопии

Американские ценности и европейские ценности

Сто лет зла